Часть полного текста документа: Содержание: Введение 1) Музыка и общество 2) Музыка - как универсальный язык социальной коммуникации Заключение. Список используемой литературы Заключение XXвек - век технической революции, которая дала новые возможности общения людей. XX век несет в себе в последние десятилетия стремление к синтезу и интеграции всех явлений жизни. XX век - век научно-технического прогресса принес в развитие музыкального искусства компьютерные технологии, позволяющие значительно расширить рамки творческой фантазии Человека, практически стереть границы в общении между людьми (сеть Internet). Музыкальное искусство, с одной стороны, развиваясь внутри себя как синтез с другими видами искусств и науки, - с другой стороны способствует объединению людей вне зависимости от их места проживания, вероисповедания, социального и экономического статуса 1. Музыка и общество В эпоху Древних цивилизаций (древних государств: Египта, Ассирии, Индии, Китая, Греции и др.) музыка, главным образом, понималась в качестве звукового отражения мира, жизни (и уже затем - человека). Это проявилось в двух существовавших в данное время истолкованиях музыкального искусства: 1) как образа (подобия и т. п.) божественного по своему происхождению Космоса и 2) как непосредственной причины, источника возникновения Вселенной. Что касается первого истолкования музыки, то в рамках его не только отдельные музыкальные произведения, музыкальные инструменты, но даже отдельные звуки ладов, лежащие в основе музыкальных сочинений, четко соотносились с космическими явлениями: естественно-природными, общественными и т. д. К примеру, древнеиндийские раги были сезонными, т. е. исполняемыми в определенное время года (весенние, летние и т. п.), суточными, звучащими в то или иное время суток (утренние, дневные и проч.). Отдельные же звуки, как правило 7-ступенного лада par, соотносились с явлениями социального порядка: главный звук назывался "правитель", второй по значению звук - "министр", группа подчиненных звуков - "помощники" и, наконец, диссонирующий звук - "враг". Подобная картина представлена и в древнекитайской музыке, где 5 звуков лежащего в основе древнекитай- ских музыкальных сочинений так называемого пентатониче-ского лада означали явления природы: 1-й звук - гром, 2-й - шум ветра в ветвях, 3-й - потрескивание дров в огне, 4-й и 5-й - журчание ручья; общественные явления: 1-й звук - правителя, 2-й - чиновников, 3-й - народ, 4-й - деяния, 5-й - объекты и т. д. Если говорить о втором истолковании музыкального искусства, наиболее полное выражение эта точка зрения находит в Древней Греции в учении Пифагора и его последователей - пифагорейцев - о "гармонии сфер" (причем (элементы этого учения имели место во многих древних государствах: Египте, Китае и др). Согласно этому учению, существует космическая музыка - "гармония сфер", вызванная движением планет вокруг Земли, математически строгим законам которой подчиняется все Мироздание. В период европейского средневековья музыка так же, как и в эпоху Древних цивилизаций, прежде всего понималась как отражение мира, жизни и только после этого - человека, причем, вследствие религиозного деления мира на две сферы: высшую (божественную) и низшую (земную), - понимание музыки как отражения мира, жизни было связано с истолкованием музыкального искусства как отражения божественного и земного проявления жизни. Божественную жизнь (Бога, ангелов и т.д.) преимущественно воплощала открытая еще Пифагором математически строгая космическая музыка или "гармония сфер". Земную жизнь отражала музыка, связанная с существованием человека, - сознательно созданная человеком: вокальная и инструментальная. В эпоху Возрождения музыкальное искусство интерпретировалось прежде всего как отражение человека, причем человека - человеческой индивидуальности, и как следствие этого - отражение мира, жизни. ............ |