Часть полного текста документа:Свято-Успенский мужской монастырь Крым, Бахчисарай, ул. Басенко, 57a, Свято-Успенский мужской монастырь. Адрес обители звучит пока необычно. Успенская скала и монастырь внутри нее разместились в Салачике, восточном предместье старого Бахчисарая - бывшей столицы Крымского ханства, с мечетями, мавзолеями-дюбре, служащими оправой ханскому дворцу. Громадная отвесная скала образует ущелье Марьям-Дере, в чьем названии без перевода угадывается Пресвятое имя Богородицы. Чуть далее, слева, видна высокая скала, на которой взгромоздились каменные постройки Чуфут-Кале, древнего Кырк-Ора. Многие жители этих мест еще в древности заметили сходство между ними и иерусалимскими окрестностями. О возникновении обители в скалах есть множество противоречивых суждений. Согласно одному из них Успенский монастырь был создан, в числе многих других, в VIII или в IX в. иконопочитателями, бежавшими в Таврику из основных центров Византийской империи от преследований иконоборцев, которые на некоторое время одержали победу в борьбе с традиционным православием. Первыми убежищами монахов здесь были природные карстовые гроты. Но впоследствии они стали расширять их, обустраивать, вырубать в массивных известняках искусственные помещения - "крипты" - и пристраивать к скалам помещения для жилья, богослужебных и хозяйственных нужд. Кроме того, есть два народных предания, повествующих о появлении обители. В одном говорится, что в горах появился огромный змей, пожиравший людей и животных. Молитвы к Пречистой Деве явили чудо: взору жителей явлена была икона и одновременно с этим последовала гибель змея. По другому преданию, в день Успения Богородицы местный пастух увидел на скале высоко над землей икону Божьей Матери со свечой перед Пречистым образом и сообщил о том православным односельчанам. Они вырубили на этом месте храм, установив в нем святыню,- отсюда и название обители. В конце XV в. после захвата Крыма турками в 1475 г. Успенский монастырь стал резиденцией митрополита Готской епархии, центром православия в Крыму. В этот период здесь функционирует одна пещерная церковь Успения Богородицы и ряд сопутствующих помещений. Здесь иногда присутствовали на богослужении пленники-христиане, а случалось, и русские послы, которые там "по окончании дел у хана, перед возвращением в отечество служили... благодатный молебен". В то время монастырь был почитаем не только среди христианского населения, но и последователей других религий. Так, по сообщению русского историка XVII в. Андрея Лызлова "некогда хан Крымский Ачи-Гирей (Хаджи-Гирей-прим.), воююще против супостат своих, просил помощи от Пресвятые Богородицы (в Успенском монастыре), обещающе знаменитое приношение и честь образу ее воздата и творяще тако: егда откуду с корыстию и победою возращащеся, тогда избрав коня или двух елико наилучших, продавше и накупивши воску и свещ сделавши и поставляше тамо через целый год, еже и наследники его, крымские ханы, многажды творяху". Этим актом Хаджи-Гирей показал не только уважение к христианским символам, но и, вероятно, благодарность за ту практическую помощь, которое оказало православное население основателю государства в борьбе за престол. Успенская скала становится резиденцией митрополита Готии сразу после гибели княжества Феодоро. ............ |