Часть полного текста документа:Свирский Алексей Н. Любович Свирский Алексей Иванович (1865-) - писатель-беллетрист. Р. в бедной еврейской семье. С 12 лет С. скитался по всей России, был в Персии и Турции, находя временный приют в тюрьмах, ночлежных домах и притонах. Работал портовым грузчиком, упряжным в донецких шахтах, чернорабочим на вышках Баку, на виноградниках и табачных плантациях Кавказа и Бессарабии. Первое стихотворение С., посвященное памяти А. Кольцова, было напечатано в 1892 в газ. "Ростовские н/Д. известия". С этих пор С. начал регулярно писать очерки из босяцкой жизни. Первые книги - "Ростовские трущобы", "По тюрьмам и вертепам", "Погибшие люди" - вышли в 1893, 1895, 1898, получив одобрение критика Скабичевского. С. написано до 20 книг - рассказов, очерков, повестей и пьес. После Великой Октябрьской пролетарской революции С. вступил в партию. В период гражданской войны был в Красной армии, с 1921 принимал участие в работе Всероссийского союза писателей. Один из старейших пролетарских писателей, С. своим творчеством отражает процесс революционного формирования пролетарских масс и роста классового самосознания. В основе его творчества лежит суровый жизненный опыт пролетария. Темы произведений С.: жизнь городского "дна", ремесленного пролетариата, еврейской бедноты, фабричных рабочих, шахтеров, обывателей, интеллигенции и др. Особенно убедительны у С. картины жизни выбитых из колеи людей - босяков, воров, проституток, нищих, еврейской бедноты. Изображением этих сторон русской дореволюционной действительности С. обогатил литературу, внес в нее новые темы, новые типы. Очерки и рассказы из рабочей жизни в художественном отношении уступают трущобным и тюремным очеркам. Сила этих очерков в том, что они насыщены непримиримым протестом и ненавистью к эксплоататорскому строю. Центральное место занимает повесть "Записки рабочего", появившаяся в 1907 и тогда же сожженная по постановлению петербургской судебной палаты. Тема повести - рост сознательности молодого пролетария, который приходит к убеждению в необходимости борьбы не только с капиталистами-хозяевами, но и со всей политической системой царской России. Однако произведение это носит черты "агитки", не свободной и от идеологических ошибок (противопоставление жизни русских рабочих почти "идиллическому" существованию западных пролетариев). Живее и художественно ярче очерки, изображающие жизнь ремесленного пролетариата, гл. обр. молодежи ("Дебют" и др.), а также еврейского ремесленничества ("Портной Хацкель"). Особое место в творчестве С. занимает изображение детей и подростков городской окраины. С. дает яркие и красочные картины жизни полунищей и совершенно нищей детворы, вынужденной с ранних лет в ожесточенной борьбе добывать себе кусок хлеба ("Дети улицы", "Первый выход", "Вор" и повесть "Рыжик" - наиболее популярные произведения С. о детях). Особенно хороша повесть "Рыжик". Послеоктябрьская действительность еще не нашла своего отражения в творчестве С. Рассказы С. из послереволюционной жизни ("Стальное сердце", "Хорошая жизнь" и др.) художественно слабы. Зато автобиографическая повесть "История моей жизни", рисующая тяжелое детство автора, его скитальческую голодную жизнь, жестокую борьбу за существование и постепенное осознание порочности существовавшего общественного строя, представляет яркий и волнующий документ недавнего прошлого. ............ |