Часть полного текста документа:Свет московской обители Евлогий, епископ Владимирский и Суздальский Десять лет прошло с того, теперь уже исторического, времени, как "на Москве", полной шума однозвучной жизни, но обескровленной и истощенной духовно, вновь открылся Свято-Данилов монастырь, древнейший и первый в истории столичного града. Он закрывался последним в 30-е годы и, удивительно, первым из двадцати монастырей Москвы был открыт, в чем виден особый знак свыше. Таков был Промысл Божий о нем и о нас, пекущийся не только о благополучии нашего земного бытия, но и о совершенстве наших душ, о спасении их от греха и страстей, которые поглощают нас. Что замечательного было в истории возрождения Данилова монастыря? Прежде всего самый слух, весть о передаче обители, а затем уже и самое открытие монастыря в столице, рядом с Кремлем, были восприняты на всех уровнях как первейшее событие, пронесшееся по всем концам земли Русской, если не сказать по всей вселенной, как гром на ясном небе, затмившее все другие, самые крупные явления в жизни страны. Данилов стал чудом нашего времени. Тогда мало еще кто понимал, что скрывалось под именем Данилова монастыря, призванного начать совершенно новую, неповторимую страницу жизни Русской Церкви и всего русского народа. Троицкий собор до восстановления Но почему Данилов, спросят, стал центром внимания и совершенно новых отношений к Церкви со стороны всех? Мне помнится, что интеллигенция Москвы одно время недоумевала, почему Патриархия взяла не Донской или Новоспасский, а Данилов, состояние коего было ниже, как говорят, нуля. Но благословение Церкви, выбор патриарха Пимена вполне оправдали назначение Данилова - стать духовно-административным центром Русской Православной Церкви. Мне однажды пришлось услышать из уст одной бывшей прихожанки Данилова монастыря, теперь уже почившей, интересную историю, а лучше сказать, саму предысторию назначения этого монастыря, данного ему действительно свыше. Она поведала мне об одном московском юродивом, который на плач и рыдания прихожан, наблюдавших закрытие монастыря, неожиданно для всех ответил радостным плясом и пением перед ними, говоря, что "Данилов будет еще лучшим, чем есть, что вновь зазвонят на нем колокола, самые сильные и большие, и в нем пройдут небывалые торжества". Об этом я живо вспомнил, а лучше сказать, это реально осуществилось в день праздника 1000-летия Крещения Руси, проходившего в стенах монастыря. Если припомнить всю древнюю и богатейшую историю Данилова монастыря с его событиями, святынями, с его замечательными именами иноков и настоятелей и, наконец, с его святыми мощами самого великого князя Москвы Даниила, "хозяина столицы", как звали его издревле, смиренно облекшегося в монашескую рясу, то Данилов явно выделялся из всех монастырей своим духом и силой и вправе был стать снова первенцем Москвы и всей России, несмотря на то, что время его обезобразило и обезличило. Неведение людское, если не просто невежество, которое всегда есть мрак, низвело святой монастырь до тюрьмы, исказив его подлинный лик. Мне рассказывали местные жители, как они боялись и страшились ходить близ стен монастыря. Ведь в его стенах томились несовершеннолетние и даже малые дети, ставшие уже преступниками. ............ |