Часть полного текста документа:Сущность права. Право возникает в истории общества одновременно с государством в силу тех же причин и условии, которыми объясняется происхождение государства. Безусловно, у разных народов возникновение права связано с особенностями, однако имеются и общие закономерности. Существует несколько теории происхождения права. Естественно- правовая теория сформировалась в период буржуазных революции XVII- XVIII вв. и была направлена против феодальных представлений о праве и государстве. Представителями школы естественного права являются Г.Гроции, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локк, А.Н. Радищев. Основные положения: наряду с правом, созданным государством существует высшее естественное право, свойственное человеку от природы; естественное право служит критерием оценки права, созданного государством. Все, что противоречит праву естественному, не должно считаться правом; основу права составляют такие нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство; основными идеями естественного права провозглашались право частной собственности, право на жизнь, личную свободу, стремление к счастью, равенство. Историческая школа права сложилась в XVIII-XIX вв. Представители: Г.Гуго, Савиньи, Г.Пухта. Основные ее положения: действующее в государстве право не сводится к праву, создаваемому нормотворчески-ми государственными органами; право - историческое явление, которое возникает в результате самостоятельного развития так же, как, например, язык; акты законодательной власти дополняют действующее право, производны от права обычного; эволюция права совершается вместе с развитием общества; основными правовыми нормами являются правовые обычаи. Психологическая теория права наибольшее развитие получила на рубеже XIX-XX вв. Представители: Л.И.Петражицкий, А.Росс, Рейснер и др. Основные ее положения: сущность права рассматривается через психику, правосознание человека; первичными в праве являются психическое правовое переживание, правовые эмоции; правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, императивность означает обязанность совершать определенные действия, атрибутивность - правомочие на какие-то действия; признается позитивное право, т.е. установленное государством. Марксистская теория права сформировалась в XIX-XX вв. Ее представители: К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. Основные положения теории: право возникло в результате деления общества на классы; право представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса; социальное назначение права состоит в защите интересов господствующих классов; право взаимосвязано с государством, создается и гарантируется государственным принуждением; сущность права обусловлена материальными условиями жизни общества. Экономическая и социальная жизнь любого человеческого общества нуждается в упорядоченности поведения ее членов. В первобытном обществе поведение людей определялось обычаями, которые формировались в процессе общения людей друг с другом, отражали нравственные устои и принципы. С усложнением социальной структуры общества, появлением разнообразных и противоположных интересов обычаи уже не могли обеспечить единообразное поведение, удовлетворить интересы разных социальных групп. Возникла потребность в новом социальном регуляторе, который бы имел общеобязательную силу. Таким социальным регулятором явилось право, создаваемое государством. Право было необходимо для установления и поддержания единого для всего населения общественного порядка, единых отношений собственности, развития всех сфер общественной жизни. Основные отличия права от правил поведения первобытного общества заключаются в следующем: а) право создается государством, обычаи первобытного общества формируются в процессе их многократного применения, в ходе общественной практики; б) право выражает государственную волю, обычай первобытного общества - волю всех членов родовой общины; в) право гарантируется государственным принуждением, обычай - общественным осуждением; г) право приобретает официально-документальную форму, записывается, обычай имеет устный характер. Сущность и содержание права обусловлены материальными условиями жизни общества, уровнем его социального, политического, духовного и культурного развития, историческими и национальными традициями. ............ |