Часть полного текста документа:Суфизм Продолжаем знакомить читателя с мировыми религиозными, философскими, эзотерическими и прочими течениями. На этот раз поговорим о суфизме. Здесь приведём текстовую версию одного из выпусков передачи "Аэростат", что на "Радио России" ведёт премногоуважаемый Борис Борисович Гребенщиков. Справка из энциклопедии: "Суфии - мистическая традиция, считающаяся эзотерическим направлением ислама. Суфизм включает в себя разнообразные направления и практики, направленные на очищение сознания и осознание Божественной любви". А что про себя говорят они сами? "У суфизма никогда не было родоначальника или исторического происхождения. Он существовал с самого начала, потому в человеке всегда был свет, который является его второй природой; а свет в своём высшем аспекте может быть назван знанием Бога - то есть Суфизмом. Во времена Христа суфии были одними из первых, кто услышал его; во времена Мохаммеда суфии с горы Зафа первыми ответили на его призыв". Так сказал Хазрат Инайят Хан, суфийский учитель, первым принесший суфизм на Запад в начале XX-го века. Исторически же суфизм стал известен в XI веке в Средней Азии, распространился по всему Ближнему Востоку, а временем его расцвета принято считать XIII-XVI века. Цель каждого суфия - это видение Бога. Суть их практики проста: в каждый момент своей жизни суфий с любовью принимает всё, что с ним происходит как проявление Бога. Они считают, что, закончив обучение, нужно не бежать от мира в поисках спасения, но жить в самой гуще жизни, ибо всё, что есть в мире - проявление возлюбленного Бога. Поэтому главная цель суфия - это избавиться от двойственности и обрести Единство. Ведь нелепо считать, что Бог там, а мы здесь. Суфии считают, что главным врагом человека является его собственное "Я", как стеной отделяющее его от Создателя. Есть такая притча: один человек встретил дервиша и спросил - откуда идёшь, странник? Странник ответил: "из ада". "И что ты там делал?" "Мне нужно было огоньку, чтобы раскурить трубку". "И что - дали тебе прикурить?" "Нет, тамошний царь ответил, что у них нет огня. Я, конечно, спросил - как же так, в аду и без огня? Хозяин ада ответил мне: "Говорю тебе, у нас нет огня; каждый приходит сюда со своим собственным". Этот огонь - и есть наше собственное "я". Борьба с этим "я" - и есть та самая "великая священная война", подлинный джихад. А метод справиться с "я" - "перестать воображать, что Бог отсутствует". Суфизм дал миру огромное количество прекрасных поэтов. Суфии вообще склонны изъясняться притчами или стихами - что неудивительно: как ещё можно сказать о том, что больше всяких слов? Но большая часть суфийской литературы написана так, что удивляет тех, кто не знает её внутреннего смысла. В стихах великого Хафиза Бог едва упоминается, в поэмах Джами - вообще о Нём ни слова; Омар Хайям пишет только о вине, возлюбленной и одиночестве. Что это за духовность? И действительно, в стихах суфиев формально мало религиозности. Дело в том, что эти поэты справедливо боялись, что как только их признают "духовными", им всегда придется выглядеть "духовными", говорить "духовно" и вести себя "духовно". А это - верный метод потерять свободу и стать двуличными демагогами. ............ |