Шуйский государственный педагогический университет
Судьба России в трудах русских мыслителей
конца XIX-начала XX веков
Баранов А.А., студент
Вопрос о специфике русской философии в настоящее время получил особую актуальность, поскольку проблема специфики русской философии уходит своими корнями в осмысление особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания и в исследование взаимодействия России и Европы, в особенности великими мыслителями конца XIX начала XX веков, как двух совокупностей огромного религиозного, культурного наследия человечества.
Для русской мысли «серебряного века», тема кризиса западной цивилизации, культуры, философии, была одной из самых актуальных, исследуемых, сквозная, так сказать, тема. Лишь немногие ее представители исключали Россию из этого процесса, полагая, что кризис больно ударил только по западной культуре, а Россию, как говорится, "Бог уберег". Большинство же крупных российских мыслителей, таких как Данилевский, Бердяев, Соловьев уже в начале века предупреждали о ней, мучительно искали истоки захлестывавших страну революционных умонастроений.
Сегодня, в современном мире, проблема «Восток-Запад», безусловно, существует и актуальна, но еще более острой и актуальным является вопрос о будущем России, а отсюда вполне органически вытекает проблема о взаимоотношениях России и Запада. Конфликт России и Запада сегодня для многих очевиден, который в последнее время становится все более обостренным и крайне опасен для всего мирового сообщества. Именно поэтому оценки русских ученых, касающиеся проблемы «Восток-Запад», создание которых относится к периоду «золотого века» русской философии, их анализ сегодня актуален как никогда. Ибо сейчас прекрасно видна жуткая европеизация русского самосознания, активное прививание чуждых русскому духу и культуре ценностей и идеалов посредством которых совершается потеря национальной идентичности.
Проблема «Россия и Запад» в русской философии конца XIX - начала XX вв. всегда рассматривалась в контексте проблемы «Восток-Запад». Естественно, необходимо сказать о вышеупомянутой полярности русской философии, предполагающей деление на два направления - славянофильство и западничество. Западники призывали Россию идти путем Европы, вливаясь в лоно западной цивилизации; славянофилы отвергали благотворность европейских законов развития для России. Изменение политической ситуации в стране и в мире в целом дало толчок к разрушению полярности русской философии. Изменились и оценки Запада и в призме его влияния на русскую культуру. Именно эти изменения мы можем проследить, рассматривая сочинения позднего славянофила Н.Я. Данилевского и философа нового поколения - Н. Бердяева.
Н.Я. Данилевский выдвигает новаторскую для славянофильства мысль, которая основывается на его теории культурно-исторических типов. Ее содержание: Россия не Восток и не Запад, она Востоко-Запад, но ее путь не зависит напрямую от западной или восточной цивилизации, так как Россия призвана историей стать во главе новой нарождающейся цивилизации. Этот новый тип культуры придет на смену западноевропейской цивилизации, как некогда сама западная цивилизация пришла на смену ряда культурно-исторических типов, рожденных на Востоке - египетскому, китайскому, ассирийско-вавилоно-финикийскому, халдейскому, или древне-семитическому, индийскому, иранскому, еврейскому. ............