Вступление.
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен субкультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов е обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются уже в конце 60-х годов.
Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум.
Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединнных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), места в иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений, контркультуры и т.п.). При этом очевидна прикладная ориентация многих из этих теорий. Поэтому необходимо дать такое определение, которое бы охватывало все перечисленные аспекты.
Итак, с точки зрения культурологии субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют е.
В своей работе я бы хотел рассмотреть тему субкультуры, подробнее остановившись на возможно полном раскрытии самого термина «субкультура» и основных методах типологизации, охарактеризовать составляющие и признаки субкультуры, а также привести примеры субкультур, наиболее широко распространенных в современном обществе.
1. Понятие «субкультура» , типологизация субкультур.
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры» (ср.: обыденные представления о “культурном” и “некультурном” - поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).
Хотя появление термина “субкультура” в научной литературе возводят к 30-м гг. ............