Часть полного текста документа:Структура бюджета промышленного предприятия Владимиров С.С., зам. генерального директора по инвестициям и развитию ИК "Диалог-Инвестментс" Сегодня никого уже не удивить словами "бюджетирование" или "центр финансовой ответственности", но, вместе с ростом уровня проникновения данных понятий в сознание российских менеджеров возникает и ряд проблем, связанных с различным пониманием бюджетных терминов на различных участках формирования бюджета. Это приводит к серьезным проблемам в идентификации основных индикативных параметров бюджета и неадекватному восприятию информации на этапе принятия решений. Поэтому особое внимание необходимо уделить структуре бюджета, как бы ни "непрактично" или "вычурно" это не звучало. Многие финансовые директора по собственному опыту знают, что наибольшей проблемой является даже не постановка управленческого учета со всеми организационными неурядицами и проблемами с бухгалтерией, а именно интерпретация результатов, взаимоувязка "интерфейсов" между различными функциональными блоками и службами. Ведь одной из важнейших функций бюджетирования, о которой порой забывают, является коммуникативная функция как часть корпоративной культуры. Представьте себе корабль, на котором механик говорит на английском, кок - на испанском, боцман - на итальянском, а капитан - на французском. Трудно ожидать, что судно переживет даже небольшой шторм, пока члены команды не научатся понимать друг друга, хотя бы на языке жестов. Именно поэтому есть насущная необходимость еще раз вернуться к самому основному в системе бюджетирования: договориться о языке. К тому же с ростом популярности этой тематики, возникает достаточно много публикаций на сей счет, порой существенно отличающихся друг от друга по пониманию структуры бюджета. Приведенные в данной статье теоретические наработки были с успехом применены на двух разнопрофильных российских предприятиях (серийное производство бытовых изделий и оказание специализированных электромонтажных услуг). Бюджет - как многофакторная система Постараемся определить необходимый перечень факторов для конечной структуры бюджета. Это как система координат, в которой мы будем исследовать структуру бюджетного плана и отчета, "расщеплять" на блоки и определять внутреннюю взаимосвязь между этими блоками. Одним из основных показателей качества выбираемой системы факторов в соответствии с теорией факторного анализа [6], является их максимальная ортогональность, т.е. отсутствие корреляции. Для создания корректной и, в то же время, достаточно детальной системы приходится пользоваться иерархическим методом [2,6], т.е. выбирать факторы, определяющие достаточно общие характеристики бюджета, а затем, в рамках данных факторов вводить, где необходимо, дополнительные подструктуры, более полно описывающие исследуемую систему. 1-й фактор - "принадлежность добавленной стоимости". Этот фактор достаточно глубоко проработан в современной теории бюджетирования [1,2]. Предполагает структуру бюджета в виде: производство - отгрузка - оплата. Производство, как создание добавленной стоимости, отгрузка - как переход права собственности на товар к покупателю, оплата - реальное подтверждение стоимости товара . Реализуется данная структура как бюджет доходов и расходов (БДР), и бюджет движения денежных средств (БДДС) [см. ............ |