Часть полного текста документа:Стратегическое планирование стоимости капитала компании Авиэтта Михайловна Павлова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Московского государственного института электронной техники (Технический университет). В процессе стратегического планирования учитываются интересы не только предприятия (акционеров, учредителей), но и потребителей, поставщиков, работников, правительства, заимодателей, инвесторов, местного общества и других взаимодействующих субъектов (фискальные службы и т. п.). Эти интересы отражаются в ценовой политике, налоговом планировании, и повышении потребительной стоимости товара, в системе повышения финансовой устойчивости и других элементов планирования. Однако необходимо учитывать, что в рыночной экономике самыми заинтересованными в повышении эффективности предприятия являются собственники предприятия, поэтому интересы их являются главными (доминирующими), а остальные интересы относятся к категории сопутствующих. Так как собственники вкладывают свои средства в уставный капитал на начальном этапе создания бизнеса и при этом рискуют, то по мере развития бизнеса они вправе ожидать роста стоимости своей доли капитала, а следовательно, и увеличения стоимости капитала всей компании. В связи с этим на собраниях учредителей основными критериями оценки деятельности администрации (или высшего звена управления) являются темпы роста рыночной и реальной (действительной) стоимости капитала фирмы, величина капитализации (стоимости компании) и рентабельность акционерного капитала (активов фирмы), т. е. отдача капитала через уровень доходности. В социально ориентированной рыночной экономике, характерной для стран Европы и Азии, акцент в большей степени смещается на рост социальной защищенности работников (через увеличение стоимости рабочей силы) и общественной значимости предприятия в своей стране. На таких предприятиях работники имеют право участвовать в принятии решений по кадровым и социальным проблемам на предприятии посредством совета рабочих, т. е. совет управляющих (совет директоров) совместно с советом рабочих разрабатывает кадровую и социальную стратегическую политику. В свободной рыночной экономике, ярким представителем которой являются США, собственники компаний ориентируются на развитие фирмы прежде всего с целью повышения стоимости капитала, т. е. главным является соблюдение интересов акционеров. Важное различие между США и Европой состоит также в степени концентрации собственности на источники капитала и управления ими. Например, в общем объеме германских долговых обязательств преобладают институциональные (~85% заемные и т. п.), а не рыночные источники. Очень мала доля корпоративных облигаций, поступивших в открытую продажу в Германии (0,14% общего объема облигаций в обращении), в Японии такие облигации обеспечивают 2,8% внешнего капитала, а выпуск простых акций составляет только 8,9%. Основными источниками привлекаемого внешнего капитала являются банки, страховые компании, нефинансовые коммерческие корпорации (более 60%). Учитывая особенности социальной рыночной экономики, менеджеры в этих условиях менее заинтересованы в создании стоимости компании как стратегического показателя результатов деятельности. Однако и в открытой рыночной экономике, и в социальной рыночной экономике стоимость капиталов компании как фактор существует и может являться главным системообразующим показателем стратегии развития компании. ............ |