Смета, так как она понимается в традиционном российском строительстве — сводный расчет, определяющий стоимость строительной продукции, и являющийся обязательным разделом проектной документации.
На практике, смета является прежде всего инструментом продаж, документом "для Заказчика". Смета должна быть, как с точки зрения органов строительного надзора, так и с точки зрения налоговых органов (очевидно, не осведомленных о практике подряда design-build, при котором в начале проекта существует лишь укрупненная смета инвестора, но не рабочая смета подрядчика).
Какой должна быть смета, не установлено: нет сегодня в России единых, обязательных правил составления смет, нет обязательных классификаторов работ и затрат, нет общепринятых справочников цен. Наконец, нет и органов, уполномоченных такие правила вводить.
Павел Горячкин, гендиректор негосударственного координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию: "Вопросы ценообразования и сметного нормирования оказались не прописаны ни в одной из структур, можно сказать — осиротели.
Их нет в Положении о Федеральном агентстве по строительству и ЖКХ. Более того, этому агентству (как и всем остальным агентствам, службам и надзорам) запрещено нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности. В Положении о Министерстве промышленности и энергетики РФ есть вопросы нормативно-правового регулирования в сфере строительства.
Однако термин "ценообразование" возникает только применительно к сфере ЖКХ и установлению стоимости квадратного метра жилья для определения субсидий... У нас весьма ограниченный перечень видов продукции и услуг, по которым государство имеет право устанавливать цены. Большая часть услуг ЖКХ входит в этот перечень, строительные услуги — нет. И, таким образом, вопросы ценообразования и сметного нормирования напрямую нигде не прописаны... А ведь и раньше (с 1992 года), и сейчас все документы, касающиеся вопросов ценообразования и сметного нормирования, были и есть рекомендательные. Таков их нормативно-правовой статус".
Таким образом, Подрядчик вправе самостоятельно выбирать метод составления смет, классификатор видов работ, глубину детализации по видам работ и затрат, самостоятельно назначать цены и расценки. Методы составления смет, по существу, сводятся к трем:
Ресурсный метод: смета составляется в текущих рыночных ценах (в т.ч. на труд)
Ресурсно-индексный: cмета составляется в текущих ценах, однако в порядок расчетов закладывается индексация всех (или наиболее подверженных инфляции) статей на время производства работ (речь может идти о нескольких годах). Фактически, это переход от договора с фиксированной ценой к договору "затраты-плюс"
Базисно-индексный метод: смета составляется в ценах, фиксированных на год составления сметного справочника, и индексируется относительно него
Подрядчик, применяющий базисно-индексный метод, полностью привязан к существующим справочникам, изданным Госстроем РФ. Это прежде всего, государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001), детализирующие затраты ресурсов на единицу строительной продукции: номенклатура и количество материалов, время работы машин, время работы и средняя квалификация рабочих — в ценах 2001 года. На сегодня система ГЭСН представляет собой сборник из 119 справочников по видам работ, сгруппированных в четыре книги — строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. ............