Часть полного текста документа:Стоимость и творчество Шомко О.А., Мухаметлатыпов Ф.У. Анализ отношений, связанных с созданием и распределением стоимости, в первую очередь подразумевает осмысление сущности, происхождения, законов развития этой экономической категории. Заимствуя некоторые термины у физиков, можно было бы сравнить стоимость с неким потенциалом (возможностью обмена). Объединение экономического потенциала различных объектов дает поле, которое распространяется на все сферы человеческой деятельности, связанные с обменом. Изменение объема стоимостного поля связано с природой стоимости как потенциала: объем накопленного богатства постоянно растет в результате экономической деятельности человеческого сообщества. Как следствие, происходит расширение стоимостного поля, вовлечение в него тех сфер, которые не были ранее связаны с обменом (также возникновение новых), одновременно с изменением структуры поля. Поколения и поколения экономистов-теоретиков видят источник возникновения стои-мости в таком феномене человеческой деятель-ности, как труд. Но постепенно в анализ вводят-ся все новые и новые понятия - информация, досуг и др. На наш взгляд, возможен синтез трудовой теории стоимости с теориями, учиты-вающими другие феномены человеческой дея-тельности. Интегральная концепция могла бы рассматривать использование человечеством своего времени как источник стоимости. Г.Беккер в своей теории анализирует "продук-тивность времени", подчеркивая альтернатив-ную (отвергнутую) ценность времени, затрачи-ваемого на потребление [1]. Идея времени как наиболее важного огра-ничения, определяющего экономическую дея-тельность, тем не менее не нова. Достаточно вспомнить значение, придаваемое "обществен-но необходимым затратам времени" К.Марксом. При этом основой анализа не может не оста-ваться труд, если понимать его как затраты времени на деятельность, преобразующую внешний и внутренний мир человека. Связь меж-ду трудом и временем становится с развитием экономики все более очевидной. Первоначально трудовая деятельность чело-века обеспечивает лишь удовлетворение его по-требности в пище и тепле. Происходит обмен в рамках природных законов, т.е. натуральный об-мен - часть своего времени человек тратит на поиск пищи, изготовление одежды, постройку жилища и т.д.; т.е. свою жизнь обменивает на возможность эту жизнь поддерживать . Превращение этого "порочного круга" в спи-раль - обеспечивающую возможность получения дополнительных выгод (в виде свободного времени) при обмене - основано на процессах опредмечивания и распредмечивания труда [2]. В результате увеличившаяся производительность человеческого времени привела к зарождению общества, построенного на экономических отношениях. Необходимость тратить часть жизни на труд в условиях, когда человеческое существование определяется стоимостными отношениями, позволяет говорить о труде как о процессе обмена человеческой жизни на стоимость. Эта ситуация могла бы быть описана фразой "жить, чтобы работать, чтобы жить", когда бы феномен труда не был столь многосторонним. Итак, пусть время, затраченное на труд, соз-дает стоимость. Но равны ли доли стоимости, созданные в равные промежутки времени разны-ми людьми? Как в данном случае измерить произ-водительность? Что создает стоимость большую - физический, интеллектуальный труд, эмоцио-нальное напряжение? Эти вопросы настолько близко подходят к вопросам о сути человека, что разрешение их, вероятно, возможно лишь частично, как не может быть до конца осознана субъектом его подлинная сущность. ............ |