Часть полного текста документа:СТИЛЬ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА 1. Понятие о стиле управления и факторах, его определяющих Чаще всего под стилем понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя органа правопорядка на подчиненных с целью реализации управленческих функций. Вместе с тем в стиле работы проявляются личностные особенности руководителя, субъективное понимание им системы управления органом правопорядка и своего места в обеспечении эффективной деятельности подчиненных. Поэтому можно сказать, что стиль - это типичный для руководителя органа правопорядка образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом. Выделяют три группы факторов, определяющих стиль управления персоналом органов правопорядка: 1. личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную позицию; принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества); 2. характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов); 3. системно-организационные или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя; степень организационной "свободы" руководителя в выполнении своих полномочий; сложившуюся в организации систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки). Решающую роль в детерминации стиля работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности. Французский философ и мыслитель Шарль-Луи Монтескье отмечал, что "если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними". Эта мысль Монтескье указывает на необходимость выбора любым руководителем эффективного и научно обоснованного подхода в управлении людьми. В науке существует три основные теории, определяющие отношение руководителя к персоналу: теории Х и У (Д. Мак-Грегор) и теория Z (У. Оучи). Содержание теории Х: 1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности избегать ее. 2. Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая на них административное, экономическое и психологическое давление. 3. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности. Содержание теории У: 1. Работа является желанной для большинства сотрудников. 2. Сотрудники способны к целеустремленности и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей. 3. Сотрудники стремятся к ответственности и самостоятельно принимают решения в пределах их компетенции. 4. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждения по конечным результатам деятельности. Содержание теории Z: 1. Необходима забота о каждом сотруднике организации. 2. Необходимо привлекать сотрудников к процессу подготовки и принятия управленческих решений. 3. Целесообразно обеспечивать периодическую ротацию кадров. Практика и научные исследования показали явную выигрышность теорий У и Z по сравнению с теорией Х. ............ |