Евгений Александрович Kлимoв, доктор психологических наук, академик Российской академии образования (РАО), зав. лабораторией психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ им. Ломоносова.
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта — это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять события происходить по заданному плану.
Стиль руководства — это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.
Теория особенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладают исключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теория ситуации рассматривает управленческие способности человека в связи со сложившимися условиями.
В неординарной ситуации человек способен проявить скрытые лидерские качества. Руководство может быть определено как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Выделяют следующие типы руководителей:
Дистантный руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения.
Контактный руководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты.
Целеполагающий руководитель предпочитает постановку целей деятельности.
Проблемно-ориентированный руководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении.
Делегирующий руководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.
Стиль руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить следующие схемы действий руководителя:
самостоятельно принимает и объявляет решение;
предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
определяет условия и поручает принять решение персоналу;
делегирует решение проблемы персоналу.
Наиболее общая характеристика предусматривает разделение на авторитарный и демократический стили руководства. Авторитарный стиль руководства используется в следующих ситуациях:
сотрудник не любит работать;
он избегает работы;
его следует принуждать, контролировать, направлять;
сотрудник предпочитает, чтобы им руководили;
он избегает ответственности;
сотруднику необходима безопасность.
При авторитарном стиле руководства менеджер навязывает свое решение подчиненным, опираясь на теорию «Х» МакГрегора.
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:
работа считается естественной обязанностью;
сотрудник способен к самоуправлению;
стремится к ответственности;
наделен чувством рационализма;
проявляет стремление к труду.
В данной ситуации менеджер полностью доверяет подчиненным, привлекает их к участию в работе по определению целей организации и контролю за их достижением.
Более детальная классификация стилей управления, основывающаяся на учете интересов производства и персонала, предусматривает выделение пяти видов руководства:
авторитарного (интересы производства ставятся выше интересов персонала);
демократического (идеального);
компромиссного;
либерального (минимальный учет интересов производства);
дезорганизации (фактического устранения от руководства).
Рэнсис Лайкерт систематизировал существующие стили управления следующим образом:
эксплуататорско-авторитарная система навязывается подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, основная ответственность лежит на высших уровнях менеджмента, системы коммуникации между работниками неразвиты;
благожелательно-авторитарная система предполагает снисходительное отношение и опеку персонала среднего звена; опеку, повышенную ответственность высшего уровня менеджмента, мотивацию вознаграждением, групповую деятельность в ограниченных рамках;
консультативная система реализуется при условии, если руководитель верит (хотя бы в малой степени) в возможности работников, мотивация осуществляется за счет вознаграждения, персонал принимает некоторое участие в выработке решений и несет частичную ответственность, коммуникации достаточно развиты;
система группового участия предполагает полное доверие подчиненным, мотивацию, опирающуюся на оценку степени достижения целей, широко развитые коммуникативные связи, значительный объем бригадной работы, полную ответственность персонала. ............