Статистические методы оценки хозяйственных рисков предприятий
Введение
Цель: ознакомление с понятием хозяйственного риска, видами рисков, методами оценки рисков.
После изучения вы сможете: различать риски по видам; ознакомитесь с способами снижения рисков.
Содержание темы: понятие «риск», виды производственных рисков; статистические методы оценки рисков (изучение статистики потерь и прибылей). Измерение риска с помощью средней величины и показателей вариации.
1. Виды рисков
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении непредсказуемых ситуаций, коммерческая деятельность невозможна без рисков.
Риск - это опасность наступления непредсказуемых и нежелательных для предприятия последствий его действий. Иными словами, риском можно назвать вероятность того, что предприятие понесет убытки или потери, если намеченное управленческое решение не реализуется.
Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его уровня выступают постоянным фактором предпринимательской деятельности в экономике. Фактор риска заставляет предпринимателей экономить финансовые и материальные ресурсы, уделять особое внимание расчету эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т.д.
Предпринимательский риск можно подразделить на производственный, финансовый и риск инвестирования.
Производственный риск представляет собой вероятность невыполнения контрагентом предприятия торговли своих обязательств по контракту или договору, риски в реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
В производственной деятельности предприятия торговли можно выделить следующие виды риска:
• риск недополучения товаров вследствие срыва заключенных договоров на поставку;
• риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплаты;
• риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата продукции;
• риск недопоставки новых видов товаров, пользующихся повышенным спросом из-за отсутствия новых технологий и материалов у поставщиков;
• риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
• ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую торговым предприятием продукцию и услуги, а также топливо, энергию, рабочую силу и денежный капитал в виде процентных ставок по кредитам;
• риск банкротства как контрагентов, так и самого предприятия торговли.
Финансовый риск представляет собой вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, с ценными бумагами. Такой риск вытекает из природы самих финансовых операций и включает:
• кредитный риск;
• процентный риск;
• валютный риск;
• риск упущенной финансовой выгоды.
Кредитный риск связан с неуплатой заемщиком основного долга и процентов, начисленных на объем выданной ссуды.
Процентным риском является опасность потерь коммерческими предприятиями денежных средств в связи с повышением процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам. ............