Часть полного текста документа:Старообрядческая Москва Патриарх Никон начал церковную реформу в середине 17 века не с благословения Божьего, а с проклятий, анафем, кровопролитий и убийств. Все трепетали перед ним, никто из архиереев не смел выступать со словами обличения. Поскольку патриарх вторгся в государственное дело, царь Алексей Михайлович стал тяготиться им. Ожидая просьб и унижений со стороны главы государства, Никон на литургии в Успенском соборе Кремля 10 июля 1658 года снял с себя архиерейское облачение, надел черную мантию и монашеский клобук, взял вместо посоха простую клюку и отправился в Воскресенский монастырь, названный им "Новым Иерусалимом" (теперь г.Истра). Но он ошибся, Алексей Михайлович не стал упрашивать Никона не покидать первосвятейшеского престола. В 1660 году царь созвал в Москве собор, на котором было решено из- брать нового патриарха. А в 1666-67 годах новый собор лишил Никона священного сана и сделал его простым монахом. Уйдя с патриаршего престола, Никон признал свою реформу ошибочной, стал издавать в Воскресенском монастыре старопечатные книги. Умер в 1681 году, так и не помирившись с царем, архиереями и церковью. Собор избрал нового патриарха - Иоасафа, одобрил новую печать, утвердил новые обряды и чины. Наложил проклятия на старые книги и обряды. Эти законы и действия еще более усугубили церковный раскол. Положение староверов в России в 17 столетии было похоже на гонение христиан в Римской империи в 2-3 веках. Чтобы сохранить старую веру, старообрядцы бежали на окраины Руси и за границу. Старое священство вымирало, новое не приходило, еще хуже дело обстояло с богослужением. Священники не имели права освящать церкви, если нет антиминса (плата) с частицами святых мощей. Правда, кое- где антиминсы сохранились, остались и запасы мирра, освященного еще патриархами Филаретом и Иосифом до церковного раскола. Часть старообрядцев посчитала, что раз нет епископов, а священство сошло на нет, значит, на то воля Божья. Они стали совершать богослужения без священников и стали называться "беспоповцами". Особенно много "беспоповцев" было на севере европейской части России, среди болот Архангельской, Вологодской губерний и в Карелии. В Москве возникло два центра старообрядчества - поповское и беспоповское. Первое - за Рогожской заставой, второе - у села Преображенского. В обоих случаях причиной образования центров послужила эпидемия чумы (моровой язвы), случившаяся в 1771 году. Старообрядцы попросили разрешения хоронить чумных покойников за Рогожской заставой, и постепенно здесь возникло духовное пристанище. Был построен храм во имя священника Никона. В 1792 году Матвеем Казаковым был возведен храм Покрова Пресвятой Богородицы. С внешней стороны храм напоминает огромный дом, зато внутри он поражал великолепием настенной росписи и древними иконами. Покровский собор был летним. В 1804 году Василием Баженовым был возведен храм во имя Рождества Христова. На Преображенском кладбище в 1784 году была построена соборная часовня во имя Успения Богородицы, а в 1805-1808 годах - Крестовоздвиженская часовня. Постепенно окружающий двор обрастал различными постройками, часть которых сохранилась до сих пор. Московское старообрядчество издавна отличалось от других сословий своим богатством. Крупные фабрики и заводы московского промышленного района, известного на всю Россию, созданы фабрикантами-старообрядцами, владевшими огромными капиталами. ............ |