Федеральное агентство по образованию
ГОУ СПО Тольяттинский социально-педагогический колледж
Курсовая работа
Стареющая личность и образ жизни
2005
Содержание
Введение
1. Стареющая личность и образ жизни
1.1 Что значит стареть?
1.2 Основные характеристики образа жизни стареющего человека
1.3 Образ жизни и его значение для процессов старения
2. Практическая часть
2.1 Анализ вопроса влияния образа жизни на старение личности
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Все живые существа, населяющие земной шар, со временем старятся и умирают. Человек не является исключением из этого биологического закона, каждый из нас должен пройти этот жизненный этап. Но старость и смерть не приходят ко всем людям в одном, определенном возрасте. Мы знаем много случаев долголетия, когда человек достигает очень преклонного возраста и до конца своей жизни продолжает активно, творчески работать. В то же время немало людей значительно раньше теряют трудоспособность и становятся дряхлыми, беспомощными стариками.
Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. Человек начинает с огорчением и болью встречать очередной день рождения, стыдится каждой замеченной у себя морщины. Он перестает заниматься спортом, так как это "уже неудобно". Таким путем сам человек ускоряет наступление физической и умственной немощи и слабости.
Насколько же я стар? Ответа общего для всех не существует. Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Пабло Пикассо, сохранивший энтузиазм молодости до преклонных лет, когда ему было 90, сказал: "Мы не стареем, мы просто становимся более зрелыми, потому, что любим жизнь и людей". От того, какой образ жизни человек вел в зрелые годы, и была ли его жизнь полноценной, зависит какой будет его старость. Критерием ощущения старости является не календарный возраст.
В настоящее время все чаще слышны разговоры о так называемом интенсивном старении населения. Под этим подразумевается тот факт, что количество людей преклонного возраста постоянно растет, в то время как процент молодых людей в обществе снижается.
Редко какой–нибудь ответ на простой вопрос так метко попадает в точку, как ответ одной пожилой женщины, которую поместили в приют для престарелых и которую знакомые однажды спросили: «Скажи нам, чем ты здесь занимаешь свое время?». И в ответ услышали: «Все очень просто: ночью я сплю, а днем хвораю». Что она хотела этим сказать? Да всего лишь то, что пассивное время препровождение есть не что иное, как вялотекущая болезнь. Тот человек, в котором есть хоть малейшее желание не только просто существовать, но и принимать активное участие в жизни, хорошо знает, что одно лишь бытие не может принести ей ни малейшей радости или удовлетворения. Человеческая жизнь должна быть чем-то большим, чем просто «растительное» существование.
Объектом исследования данной работы является непосредственно сам процесс старения, а предметом - роль в нем образа жизни пожилого человека. Цель курсовой работы - изучение психологии старения, влияние на нее пассивного или активного образа жизни лиц пожилого возраста.
При выполнении работы были определены следующие задачи:
1. Изучение основных понятий геронтологии, как науки.
2. Исследование психологических признаков старения.
3. Изучение основных компонентов, характеризующих образ жизни пожилого человека.
4. Изучение вопроса о важности образа жизни для процессов старения.
5. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни.
Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. ............