Содержание
1. Социология как наука
1.1 Объект и предмет социологии
1.2 Понятие "социального" в системе социологического знания
1.3 Социальные действия, социальные взаимодействия, социальные связи и отношения
1.4 Структура социологии, ее функции и методы социологического познания
1.5 Социология и другие гуманитарные науки
1.6 Социология в структуре образования
2. Возникновение и развитие социологии
2.1 Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной научной дисциплины
2.2 О.Конт – основатель "позитивной социологии"
2.3 Основные направления развития социологии в XIX – начале XX вв.
2.4 Классики социологической науки: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер
2.5 Социология XX века: общая характеристика научных школ, направлений, традиций
2.6 Особенности развития социологической мысли в России (до 1917 года)
1. Социология как наука
1.1 Объект и предмет социологии
Для того чтобы определить объект и предмет социологии как науки, целесообразно предварительно уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.
Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью. Определяя предмет исследования, мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние других, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому объекту исследования может соответствовать несколько предметов изучения. Например, каменное здание как объект существующей независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста с точки зрения затрат на строительство, архитектора - с точки зрения архитектурного стиля и удачного включения в окружающий ландшафт, строителя фундамента - с точки зрения посадки здания в грунт и прочности основания, человека, проживающего в здании, - с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждый может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но только исходя из факта их влияния на интересующий его предмет.
Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет исследования "может быть выделен как особое содержание посредством практических и познавательных действий с объектом" (141, с. 25). Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимый этап в процессе научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон.
Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. ............