План
1. Охарактеризовать систему представлений правовых знаний в Древней Индии.
2. Раскрыть роль немецкой классической философии в становлении философии права как науки.
3. Представить толковый словарь основных терминов, употребляемых в оформлении вопросов 1,2
1. Охарактеризовать систему представлений правовых знаний в Древней Индии
В 1 тысячелетии до н.э. в Индии возникли брахманизм и буддизм. Это был религиозный фундамент для развития представлений о политике и праве. Оба религиозных учения уходят корнями к Ведам. Веды - канон священных книг ариев. В них содержатся религиозные представления и описание ритуалов. Согласно Ведам все люди произошли из тела космического великана Пуруши. Поэтому они делятся на четыре Варны (сословия, касты):
1. брахманы- священнослужители;
2. кшатрии- правители и воины;
3. вайшья - земледельцы, ремесленники, торговцы;
4. шудры- лица физического труда, слуги.
Верхушку социальной иерархии составляли брахманы и кшатрии. Первые сосредоточили в своих руках духовную власть, вторые - светскую. Религиозно - философская система, основанная на Ведах, была выработана брахманами. Она получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы).
Основной брахманизма был тезис о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека и его судьба выражены в понятии дхармы. Дхарма- это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась всю жизнь.
Государственная власть описывается в брахманистском каноне как единоличное правление государя. Он - важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.
Эпоха брахманизма заканчивается в середине 1 тысячелетия до н.э., так как новые политические реалии требовали принципиально новых политико-правовых идей. Одной из них явился буддизм.
Создание буддизма приписывают индийскому принцу Сиддхарта Гаутама. Путем аскетической жизни он стал Просветленным, т.е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения человека от страданий. Источник страданий - в страстях и желаниях.
В буддизме существуют два пути спасения - большой и малый
Первый предусматривал полное отрешение от мирской суеты через вступление в монашескую общину. Второй путь был рассчитан на живущих обычной мирской жизнью. Достичь просветления мог любой. Буддизм признавал ведущую роль в общественной жизни не за брахманами, а за кшатиями. Это было направлено на подрыв влияния жрецов. Буддизм ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.
С течением времени буддизм все больше трансформировался в сторону приспособления к государственным интересам. В нем усиливаются мотивы покорности, отхода от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензиями жречества на светскую власть.
Одно из наиболее характерных явлений социальной реальности индуизма европейцы назвали португальским словом «каста». И это показательный пример того, как упрощаются индийские реалии при описании европейскими словами. На санскрите для выражения данногого круга представлений есть два слова: varna (варна, букв. ............