Часть полного текста документа:Сравнительно-правовой анализ российской и германской государственной регистрации прав на недвижимость Правовые нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) основываются на материально-правовых положениях Гражданского кодекса РФ. Главное предназначение Закона заключается в развитии и конкретизации отдельных норм ГК РФ с целью регламентации процедуры государственной регистрации прав на недвижимость. На упорядочение отношений в указанной сфере были также направлены усилия дореволюционного российского законодателя в рамках подготовки проектов Гражданского и Вотчинного Уложений в конце XIX века. Примерно в то же время аналогичная работа велась в Германии, где в отличие от России она пришла к логическому завершению и в 1896 году ознаменовалась принятием ряда основополагающих нормативных актов, в т.ч. Германского Гражданского Уложения (ГГУ), Положения о поземельной книге (далее - Положение). Данное Положение по своему смыслу и содержанию в значительной степени соответствует российскому Закону о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21 июля 1997 г. Учитывая известную близость отечественной и немецкой правовых систем, небезосновательное мнение о том, что Германия создала один из самых совершенных в мире правовых механизмов управления поземельной собственностью, а также должное стремление современного российского законодателя ориентироваться в своей деятельности на лучшие достижения отечественной и зарубежной правовой науки, авторам представляется небезынтересным проанализировать нормативные положения российского и германского законодательства, касающиеся регулирования отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Сравнительный анализ будет касаться вопросов организации и статуса регистрирующих органов, понятия "земельный участок", регистрационной процедуры, юридического содержания государственной регистрации, а также защиты прав участников оборота недвижимости в связи с государственной регистрацией прав. Регистрационые органы В соответствие с п. 1 ст. 9 Закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество проводится учреждением юстиции по государственной регистрации прав на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Данное учреждение представляет собой государственный орган, который является юридическим лицом (п. 5 ст. 9). На федеральном уровне деятельность региональных учреждений юстиции курируется Министерством юстиции РФ (ст. 10 Закона, п. 1 Постановления Правительства РФ от 01.11.97 № 1378), которое координирует работу по созданию учреждений юстиции по регистрации прав, осуществляет правовой контроль над их деятельностью, ведет методическую работу, обеспечивает соблюдение правил ведения Единого государственного реестра прав (ЕГРП), организует обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации прав, выполняет иные, установленные законодательством полномочия. Принцип обособленности регистрационных органов характерен также и для германской модели государственной регистрации прав, однако соответствующие функции возложены здесь на специальный отдел при судах общей юрисдикции - так называемое Ведомство поземельной книги (абз. ............ |