СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ НОТАРИАЛЬНЫХ КОНТОР
Согласно ст. 1 ЗУ «О нотариате» нотариат в Украине - это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность заверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать другие нотариальные действия, предусмотренные настоящим Законом с целью предоставления им юридической достоверности. Нотариальные конторы в Украине двух видов - государственные и частные. Как известно, они отличаются не только своей организационно-правовой формой, но и объемом возложенных на них полномочий. Согласно Указу Президента Украины «Об урегулировании деятельности нотариата Украины» от 23.08.1998 частные нотариусы имеют право свидетельствовать права, а также факты, имеющие юридическое значение и другие нотариальные действия, которые совершаются государственными нотариусами, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и осуществление мер по охране наследственного имущества.
Итак, компетенции государственных нотариальных контор на сегодня является заверение наследства и осуществление мер по охране наследственного имущества.
С целью реформирования нотариата в Украине Кабинетом министров Украины в Верховную Раду было подано Законопроект, в котором предусматривается осуществление ряда мероприятий, направленных на улучшение доступа граждан к нотариальным услугам и предотвращение фальсификации нотариальных документов. В частности, этим законопроектом устанавливается норма, согласно которой частным нотариусам разрешается выдавать свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества.
Компетенция государственных нотариальных контор
Компетенция нотариальных органов - это совокупность установленных законом прав и обязанностей (полномочий) нотариальных органов и должностных лиц по осуществлению положенных на них Законом задач. Например, к компетенции нотариальных органов входит удостоверение соглашений, а также входят все действия, которые должен осуществить нотариус для удостоверения настоящих соглашений:
- истребование документов;
- проверка законности соглашения;
- проверка дееспособности лиц и их действительного волеизъявления;
- совершение самого нотариального действия, но только после того, как все подготовительные действия выполненные.
Таким образом, в понятие компетенции нотариального органа входит вся совокупность полномочий нотариуса. А в науке управления, а также в административном, государственном праве и других областях права полномочия рассматриваются как составная часть компетенции и статуса органа, должностного лица, лица, которое выполняет управленческие функции в организации, а также некоторых других лиц, которые реализуют функции, предусмотренные для них законодательством.
В связи с этим полномочия являются правом и одновременно обязанностью соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации, таким образом, как предусмотрено законом или другим правовым актом. Полномочие предусматривает его надлежащее выполнение согласно принципу законности.
Поэтому для определения компетенции конкретного нотариального органа еще недостаточно знать круг вопросов, которые отнесены полномочий нотариальных органов вообще. ............