Часть полного текста документа:ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ БОГОСЛОВСКО-ПАСТЫРСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 118 ГРУППА ПРЕДМЕТ: ВВЕДЕНИЕ В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ПРЕДАНИЕ СОЧИНЕНИЕ "СРАВНЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ" АВТОР КРАМАРЕНКО Ю.Я. МОСКВА 2001 ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ И ВИДИМОЙ ЕГО СТОРОНЫ КАК ПРЕДМЕТА ОПИСАНИЯ. 2. ЛОГИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. 2.1. ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. 2.2. МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. 2.3. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ. 2.3. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЧИНА КРЕЩЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. 3. ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ТАИНСТВА МИРОПОМАЗАНИЯ. 4. ВЫВОДЫ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАИНСТВА КРЕЩЕНИЯ И ВИДИМОЙ ЕГО СТОРОНЫ КАК ПРЕДМЕТА ОПИСАНИЯ. В Православно-догматическом Богословии есть различные определения понятия "Таинство" [2, 6 - 9]. Разница в них заключается не в различии подходов авторов к определению сущностной характеристики понятия "Таинство" - оно для Церкви едино и неизменно, а только в стиле подачи информации. Все они, определения, могут быть сведены к следующему: "Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, через которого всякий верующий получает Божественную благодать" [7, с. 313]. По Промыслу Божьему установлено семь Таинств, круг которых благодатным образом охватывает все потребное для человека, его жизни. Первым из семи Таинств Церкви является Таинство Крещения - не принявший Крещения не может получать Божественную благодать, даваемую в остальных Таинствах. В Крещении человек - грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь рождается водою и Духом (Иоан. 3, 5), таинственно рождается в жизнь духовную. Как и в любом другом Таинстве Церкви, так и в Таинстве Крещения есть видимая и невидимая составляющие. Последняя является неизменной, со временем не меняется. Невидимая составляющая Таинства Крещения - это действие невидимого Святого Духа, который таинственным образом (непонятным даже для ангелов, не говоря уже о людях), восстанавливает Божественную чистоту человека, освобождая его от первородного греха и грехов его жизни - делая в момент крещения человека святым, могущим войти в Царствие Небесное как истинно чистое первое дитя Божие. Так, архиепископ Дорофей указывает: "Крещение для христиан служит как бы дверью для уверовавшего во Христа, вводящей в дом Отца Небесного - его святую Церковь" [2, с. 66]. Видимая составляющая Таинства Крещения - это внешняя оболочка Таинства, его обрядовая сторона - троекратное погружение оглашенного верою грешника в воду с произнесением слов "во имя Отца и Сына, и Святого Духа", завещенных нам Господом Иисусом Христом (Мтф. 28, 19). Епископ Кассиан (Безобразов) указывает, что сама "вода живая есть символ Святого Духа" [4, с. 209]. Архиепископ Николай (Кавасила) приводит чудный по своей сути пример значения Таинства Крещения для человека: "Так блаженный Порфирий, бывший в те времена, когда закон Христов овладел всею вселенною и голос проповедников услышали все люди, трофеи же мученических подвигов воздвигнуты были повсюду, яснее слова свидетельствуя об истинном Божестве Христа, и тысячекратно слышав учение, и бывши самовидцем таковых подвижников и чудес, оставался в заблуждении и ложь почитал вместо истины. ............ |