1. Справочные правовые системы на российском рынке
В настоящее время в нашей стране вокруг правовой информации сложилась целая индустрия. Одним из направлений деятельности в этой сфере стало создание компьютерных справочных правовых систем (СПС). Необходимо отметить, что тексты нормативных документов, включенные в информационные базы СПС, не являются объектом авторских прав и поэтому не могут быть предметом продажи. Приобретая правовую систему, потребитель платит за инструмент хранения, поиска и анализа необходимой ему информации, а также за сервис и услуги по обработке и передаче новых документов.
Начало эпохи автоматизации правовой информации можно отнести к выходу в 1975 г. Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР №558. Там указывалось на необходимость введения государственной регистрации нормативных актов и предусматривалось создание Научно-информационного центра при ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР. В то время доступ к такой информации носил строго ограниченный характер. Однако с приходом в эту сферу коммерческих структур в конце 80-х – начале 90-х годов правовая информация стала доступна более широкому кругу заинтересованных лиц.
Сформировался рынок СПС. Структура его неоднородна. С одной стороны, это профессиональные системы, различные по своему наполнению. Основное назначение таких систем – обеспечение доступа к актуальной информации пользователей с различными финансовыми возможностями, будь то представители крупного, среднего или малого бизнеса. Информация в системах подобного рода обновляется один раз в неделю или ежедневно. Такая оперативность иногда жизненно необходима для пользователей, работающих с правовыми системами по долгу службы. С другой стороны, системы для индивидуального пользования (ежемесячные издания на компакт-дисках), доступные по цене широкой аудитории и позволяющие обращаться к правовой информации по мере необходимости.
По оценкам разработчиков СПС, общий объем рынка может достигать 300–400 млн. руб.
При достаточно широком спектре предложений в данном сегменте рынка количество фирм, занимающихся этим видом бизнеса, ограниченно. И несмотря на это, все же трудно дать полностью достоверную информацию о расстановке основных игроков. К наиболее объективному критерию оценки распределения рынка – количеству пользователей СПС – фирмы-производители подходят с разных позиций. Так, для корпоративных СПС нередко количество установленных или проданных систем напрямую связывается с числом пользователей. Однако часть из них в дальнейшем отказывается от информационного обслуживания (ИО) и их системы "умирают". Иногда в категорию пользователей включается количество рабочих мест сетевых версий систем. Для CD-изданий вместо количества реализованных дисков иногда называется объем тиража, возможно, завышенный. А часть продукции может остаться нереализованной у партнеров.
По оценкам Экспертно-аналитического центра "СК Пресс", около 80% рынка корпоративных систем приходится на СПС "КонсультантПлюс", "Гарант" и "Кодекс". Для московского региона примерное соотношение этих систем – 50, 30, 20% соответственно. В других регионах эти показатели могут меняться. Лидерами в области CD-продукции считаются компакт-диски "Ваше право" (ИСТ) и "Энциклопедия российского права" (АРБТ).
Какие же фирмы присутствуют на рынке СПС и какие условия предлагаются партнерам?
Приведенные ниже данные предоставлены фирмами по состоянию на май.
Структура рынка СПС:
15% – крупный бизнес.
45% – средний бизнес.
30% – мелкий бизнес.
10% – частные пользователи.
2. ............