Часть полного текста документа:Способы указания на предмет сообщения во французской разговорной речи И. В. Микута Одной из существенных характеристик речи является обращенность высказывания, то есть его целевая, содержательная и формальная ориентированность на адресата. Все стороны высказывания так или иначе обусловлены обращенностью и выражают ее. "Двухсторонность эффективного общения предполагает не главенство автора речи и даже не равенство позиций собеседников, а выдвижение интересов реципиента в центр общения" [1, с. 19-20]. Для обеспечения успешности коммуникации (понимаемой в данной статье как процесс передачи информации от говорящего к слушающему) говорящий должен прежде всего предпринять следующие действия: 1. Привлечь внимание адресата и сигнализировать ему о своем намерении вступить в контакт. Для этого используются различного рода контактоустанавливающие средства, как то: обращения, формулы приветствия, слова типа "послушайте", "эй" и т.п. 2. Проинформировать адресата о предмете своего сообщения, с тем чтобы возбудить в его сознании необходимые для понимания сообщения знания, то есть ориентировать соответственным образом восприятие адресата. 3. Убедиться, что слушатель идентифицировал предмет, о котором пойдет речь, то есть получить от него сигнал подтверждения (acknowledgment signal) - словесный или в виде жеста. Рассмотрим подробнее второй шаг говорящего, а именно указание на предмет, тему его сообщения. Введение говорящим темы своего сообщения мы будем называть тематизацией. Понятие темы в лингвистике довольно расплывчато. Ряд лингвистов понимает под темой пропозицию, о которой говорящий сообщает или запрашивает информацию, базисное предложение, отражающее в сжатом виде содержание отрезка текста (J. Lyons, T.A. van Dijk). Большинство же называют темой предмет высказывания, то, о чем говорится в сообщении. В речевом поведении существует иерархия тем, начиная с темы отдельного предложения, темы "смыслового куска" до темы целого текста. Тема - важнейшее средство связности текста. Нас в первую очередь будет интересовать среднее звено в иерархии тем - а именно, тема "смыслового куска" (А.М. Анощенкова), тематического блока (Н.И. Теплицкая), диалогического блока (Г.И. Бубнова), то есть единиц больших чем предложение и тесно связанных в смысловом отношении. Поскольку тема есть предмет сообщения, то те языковые средства, которые её выражают, должны обладать свойством субстанциональности. Обычно это имена существительные. "В принципе темой может служить не только предмет в собственном смысле, но и признак предмета, его качество, свойства и отношение, а также целостное событие. Но, становясь темой ..., призначные и событийные слова получают субстанциональное значение" [2, с. 115]. Таким образом, тема это своего рода ключевое слово, задающее семантическое поле последующего сообщения. Тема сообщения вводится в инициальных предложениях "смыслового куска". Говорящий может ввести её при помощи специальных маркеров ввода темы: "Я расскажу вам о ...", "темой моего выступления будет ..." и т.п. - Attends! Je vais vous raconter ce qui se passait dans les veillees autrefois, les veillees a la campagne. Eh bien, nous ... [EFE. P. 216]. - Alors je vais euh / je vais commencer par te rappeler le / disons le theme hein autour duquel ca / l`entretien va tourner // euh / on abordera principalement deux / deux points principaux ... ............ |