СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы обогащения словарного запаса младших школьников
1.1 Значение урока русского языка. Понятие словарного запаса
1.2 Психологические и индивидуальные особенности младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. Разработка проблемы обогащения словарного запаса в начальных классах
2.1 Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
2.2 Усвоение детьми различных групп слов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык является одним из богатейших языков мира. Особенно это следует учитывать при обучении русскому языку тех, для кого он является родным. Задача учителя русского языка в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника, сообразную с потребностями современного. Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно обмениваться мыслями.
Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому в начальной школе и играет важную роль в решении общей задачи широкой языковой подготовки учащихся. Теоретической основой данной проблемы является предусмотренные школьными программами раздел «Лексика».
Данный раздел предполагает знакомство младших школьников не только с конкретной лексикой, но и с отвлеченными понятиями, которые вызывают определенные трудности в их усвоении. Это связано с тем, что у детей младшего школьного возраста больше развито наглядно - образное мышление.
Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.[1] Перед учителем ставится задача: заложить основы культурного общения, сформировать коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям. Основой содержания обогащения словарного запаса учащихся является словарь – минимум.
Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях: при определении понятий, явлений, фактов в процессе изучения дисциплин школьной программы, при восприятии новых слов, актуализирующихся в тех или иных сферах общения, при разъяснении незнакомых слов, при взаимодействии со старшими, друзьями, сверстниками. Все вышесказанное и обусловило актуальность темы исследования.
Методика преподавания русского языка начала складываться с того времени, как русский язык был введен в число учебных дисциплин в школах России, - с конца XVIII в. 5 августа 1786 г. императрица Екатерина II утвердила «Устав народным училищам в Российской империи». Новый «Устав» вводил в училищах русский язык как учебный предмет, изучаемый во всех классах. Общекультурное значение этого факта огромно. ............