Часть полного текста документа:МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет психологии и педагогики КУРСОВАЯ РАБОТА СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Исполнитель: студентка второго курса факультета Психологии и педагогики Алексеева Оксана Сергеевна Научный руководитель: cт. преподаватель Мартьянова Г.Ю. Москва - 2002 ВВЕДЕНИЕ Эта тема курсовой работы была выбрана нами в связи с ее большой актуальностью. Нам захотелось изучить ее подробней. Человек - "существо социальное". Это означает, что он живет среди людей и осуществлять свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение - контактное, опосредованное или воображаемое. В общении как процессе последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, реакций, поведенческих актов происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовостриятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипаний, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми , приобретает практические навыки и умения в сфере общения. Можно сказать, что каждый человек, в той или иной мере, практический психолог по межличностным отношениям. Но, к сожалению, не всегда все мы делаем так как надо. Проблема работы - выделить основные психологические средства, позволяющие обеспечить эффективность общения. Предметом данной работы является эффективность коммуникативной деятельности. Обьектом - средства эффективной коммуникативной деятельности. Цель работы - определить средства эффективного общения. Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач: -Осуществить теоретико-методологический анализ по проблеме эффективных средств общения -Выделить средства осуществления эффективной коммуникативной деятельности Гипотеза - для эффективного общения необходимо уметь говорить и преподносить себя, уметь слушать и знать средства невербальной коммуникации. Рассматривая процесс познания человеком человека в общении, один из основоположников советской психологии, С.Л.Рубинштейн, писал: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируется в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас вырабатывается определенных исследований, , более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению". Вопросы о том, как именно происходит это "беглое чтение" другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают и перед каждым из нас. Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, но его основ, истоков, движущих сил, механизмов. Поэтому имеет смысл прежде чем знакомиться с результатами научных исследований, посвященных этим проблемам, попробовать ясно сформулировать свои вопросы, ответы на которые и предстоит нам найти. Для этого необходимо описать в общих чертах то, что стоит для нас за словами "восприятие и понимание другого в общении". ГЛАВА 1. ............ |