Часть полного текста документа:Способности Проблема способностей в психологии представляет собой наименее разработанную область знания. В современной психологической науке существуют различные подходы к определению данного понятия. Подходы к определению понятия "способности" Автор Определение способностей Б.М. Теплов Выделяет три основных признака понятия "способность". Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у одного человека С.Л. Рубинштейн "Сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности" А.В. Петровский "Это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся" К.К. Платонов "Качество личности, определяющее успешность овладения определенной деятельностью и совершенствование в ней" Ю.Б. Гиппенрейтер "...Индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и их успешному осуществлению" Классификация способностей Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем наиболее значимую из них. Природные (или естественные) способности. В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения. Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие). Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются: на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т.д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру; теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям; учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. ............ |