Часть полного текста документа:Специфика целеполагания в области этического просвещения подростков. Ванцев Юрий Витальевич, педагог-организатор НОУ школы "Творчество", г. Самара. Автор статьи делает попытку раскрыть специфику целеполагания в сфере этического просвещения подростков. Данная сфера занимает особенное положение ввиду того, что 1) этика не имеет статуса научной дисциплины (таковой может считаться только история этики) [1] и что 2) принятие этических решений (как и постановка этических проблем) относится к компетенции индивида. Поэтому мы говорим о просвещении1, а не об обучении. Такое понимание этики обусловлено ее особым положением в культуре. Этические устремления невозможно институциализировать, т. е. закрепить в виде налично сущих институтов. Единственным институтом, который (и то лишь отчасти) воплощает в себе процесс критического самоопознания индивида, является церковь. Но и она не гарантирована от превращения ее в бюрократическую организацию при отказе индивида от права свободного этического выбора. Знание этических принципов, ценностей и норм до тех пор не имеет настоящего культурного значения, пока индивид не примет их в качестве абсолютных для него условий личного счастья, пока он не убедится в самотождественности, пройдя некоторый путь воплощения, использования данных принципов, ценностей и норм. Самопонимание, самораспознавание, рационализация сферы своих желаний, стремлений и отношений с людьми начинается чаще всего с осознания негативных итогов своих поступков и используемых программ действия. Неудача сигнализирует о том, что надо пересмотреть принципы и правила действия, по-новому оценить ситуацию. Нередко наше понимание доброго и злого, должного и недолжного может чутко реагировать и на поступки других людей, если они затрагивают наши интересы, совершаются в горизонте привычных для нас жизненных форм или вытекают из близких нам оснований. Но и в этом случае не наблюдения "создают проблему", а этическая проблема индивида "выбирает" для анализа соответствующие факты. Вся совокупность эмпирических фактов не может быть систематизирована специальным этическим "научным аппаратом". Во всяком случае, такие системы не оказывают заметного влияния на нравственность общества. Цели в данной области образования, по определению, не могут быть поставлены без учета индивидуальных особенностей каждого субъекта образования, его этических представлений и устремлений, степени просвещенности (в кантовском смысле) [2.370-371]. Но как именно можно учесть индивидуальные особенности? Как спроектировать цель в данной области образования при полной неопределенности исходного положения и огромном множестве индивидуальных проблем и путей развития? Оставив в стороне вопросы изучения философской этики и истории этики, сосредоточимся на условиях, которые способствуют решению этических проблем из индивидуальной перспективы. Нашей гипотезой будет возможность такой цели, достижение которой будет способствовать этическому просвещению независимо от факторов, упомянутых в предыдущем абзаце текста. Каждый из учащихся является участником речевого общения. Речевое общение школьников друг с другом, с педагогами и родителями - это одновременно модель институционального взрослого общения и детское (квазикультурное или предкультурное) общение. ............ |