Сознание как философская проблема
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сознание как философская проблема
2. Сознание – форма отражения, духовная сторона бытия
3. Основные свойства и структура сознания
4. Сознание и язык
Список использованных источников
1. Сознание как философская проблема
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе».
В идеалистической и религиозной философии дух - перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало (Платон, Аристотель, библейско-христианские учения, Гегель, неогегельянец И.А. Ильин).
У Аристотеля душа - активная целесообразная «форма» живого тела, у Декарта - внутренний духовный мир человека, у Вольтера - способность думать и чувствовать, у Гегеля - первичная форма субъективного духа.
В материалистической философии дух противоположен природе, воплощается через волевые усилия в действия, это - реализация человеческих замыслов и идеалов. Душа - начало, которое индивидуализирует человека, комплекс эмоциональных реакций на окружающий мир, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений и действий. Реакции на мир зависят от воспитания, образования, традиций, веры, усвоенных человеком моральных норм общества, ценностей и т.д. Душа - особая жизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаются изменением режима работы сердца и сосудистой системы. Сегодня медицинской науке известно, какие зоны мозга, вещества отвечают за то или иное эмоциональное состояние. В синтезе дух и душа образуют духовность. Это:
а) нематериальное (чувства, знания, вера и т.п.), но основанное на материальном;
б) идеальные аспекты миропонимания, реализуемые в поступках человека.
Платон, пожалуй, первым приступил к выяснению тайны сознания, заметив несовпадение идеальных форм содержания сознания с миром повседневных явлений. Античные философы-материалисты высказали догадки о принципиальной невозможности сведения идеальных процессов к метаморфозам огня, воздуха, атомов или каким-либо другим физическим моделям.
Идеальное (сознание) в его отношении к материи представлено в следующих основных философских позициях.
1. Субъективные идеалисты рассматривают сознание как врожденное свойство человеческой души, только как идеальное. Абсолютизированы такие свойства сознания, как субъективность, абстрактность и активность.
2. Согласно объективному идеализму, объективное идеальное лежит в основе материальных явлений. Тем самым утверждалась направленность сознания на объект. В средние века обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания (вызвано необходимостью при помощи молитвы и исповеди обращаться к Богу) направило сознание еще и на внутренний духовный опыт человека, обогатив и расширив содержание сознания. С развитием общества мистические компоненты сознания уменьшались, в нем утверждались правила логики. Р. Декарт заложил основы отождествления сознания с предметно-логическим содержанием. В Новое время развивалось сознание как воображение, нацеленное на переделку и улучшение мира и человека. ............