Подаруева Е. В., Старший специалист, Руководитель направления "Коммерческая безопасность бизнеса"
Под договорной работой на предприятии понимаются мероприятия, обычно проводимые в два цикла:
заключение договоров (подготовка, оформление, согласование условий с контрагентами);
организация исполнения договоров (оперативные мероприятия, учет, контроль, оценка хода и результатов).
Эта работа есть разновидность правовой деятельности, поскольку в ее основе лежат юридические нормы (централизованные и корпоративные), а результат ее первого цикла — договор — сам становится юридически обязательным документом. Если предприятие выступает в качестве поставщика (продавца, исполнителя), то за оформление и выполнение договора отвечает, как правило, плановый отдел или отдел сбыта, либо специально образуемый договорный отдел. Если предприятие является покупателем (заказчиком), то работа в зависимости от предмета договора ведется в службах, ответственных за материально-техническое снабжение, организацию капитального строительства, ремонта оборудования и т.п. Двум названным видам договорной работы должны соответствовать: содержание корпоративных актов, специализация юристов, распределение обязанностей между работниками юридического отдела предприятия. Следует обратить внимание на стадии договорной работы. Круг вопросов, решаемых в процессе заключения и исполнения договоров, специфичен для каждого предприятия, но сам этот процесс единообразен в том смысле, что ему присущи следующие типичные стадии. 1. Подготовка к заключению договоров. Этапы:
преддоговорные контакты с возможными контрагентами;
разработка основных условий (подписание предварительных договоров — соглашений о намерениях);
подготовка бланков договорной документации;
составление плана договорной кампании (при большом количестве потенциальных контрагентов). 2. Оценка оснований заключения договоров Базируется главным образом на анализе производственной и коммерческой ситуации, в которой находится предприятие и каждый из потенциальных контрагентов. Решение об отказе заключить договор при наличии предварительного соглашения необходимо аргументировать, причем до того, как контрагент совершит действия, связанные с материальными затратами. 3. Оформление договоров. Этапы:
разработка проектов;
урегулирование разногласий;
конкретизация содержания заключенных договоров;
их изменение или расторжение. Проекты разрабатываются, как правило, службой, ответственной за ведение договорной работы, и вместе с протоколом разногласий или другой подобной документацией передаются для всесторонней проверки в отделы, занятые производственным материально-техническим, финансовым и правовым обеспечением предприятия. Традиционная форма проверки соответствия проектов интересам и возможностям предприятия – визирование. 4. Доведение содержания договоров до исполнителей. Возможно, в следующих формах:
передача заинтересованным лицам договорной документации, что обычно удостоверяется их подписью;
передача подразделениям предприятия копий или выписок этих документов;
издание систематизированной информации об основных условиях договоров (описи заказов, планы поставок и т.п.). ............