ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРТСВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МОСКОВСКОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "САЛЮТ".
ИНСТИТУТ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.
РЕФЕРАТ
на тему:
"Современные технологии производства
зубчатых колес средних модулей"
МОСКВА 2005 год.
1.Типовые технологические маршруты изготовления зубчатых колес
Многолетний опыт серийного производства и эксплуатации зубчатых передач показал большое влияние технологических факторов на динамику, виброактивность, ресурс и надежность работы передач. Технология производства “бесшумных“ передач повышенного ресурса эксплуатации должна обеспечивать:
-высокую точность изготовления базовых поверхностей и всех элементов зацепления;
-высокое качество химико-термического упрочнения рабочих поверхностей зубчатых колес;
-оптимальную модификацию рабочих поверхностей зубьев, обеспечивающую снижение динамических нагрузок и вибраций в зацеплении и исключающую заедание зубьев в работе зубчатых пар;
- низкую шероховатость рабочих поверхностей зубьев;
- снижение затрат на изготовление зубчатых колес.
Сложность поставленных перед технологией производства зубчатых колес задач требует комплексного подхода к их решению, основой которого является разработка базовых технологических процессов механической и химико-термической обработки, оснащение производства высокоточным и производительным оборудованием, современными комплексами вычислительной техники и программными продуктами.
Разработка технологического процесса изготовления зубчатых колес начинается и ведется параллельно с разработкой конструкции зубчатой передачи, при этом определяется возможность их изготовления в условиях конкретного серийного производства. Технологический процесс (маршрут), устанавливающий последовательность выполнения операций обработки, строится в зависимости от многих конструктивно - технологических особенностей зубчатого колеса, определяющей из которых является выбор вида химико-термического упрочнения его рабочих поверхностей.
Для зубчатых колес совершенно справедливо утверждение о том, что уровень их долговечности и надежности заложен в качестве поверхностного слоя зубьев. Оно должно быть высоким, чтобы в условиях действия больших контактных напряжений, сил трения и контактных температур противостоять повреждению рабочих поверхностей зубьев и их усталостному разрушению (поломке).
Качество поверхностного слоя зубьев оценивают комплексом характеристик: химическим и фазовым составом, макро-, микро-, субструктурой, распределением твердости , величиной, знаком и распределением остаточных напряжений и др. Совокупность этих характеристик определяет уровень несущей способности зубчатой передачи, сопротивление контактной усталости , знакопеременному изгибу, изнашиванию и заеданию. Каждый из указанных критериев работоспособности зависит от воздействия на поверхностный слой зубьев комплекса технологических и металлургических факторов.
В современном производстве зубчатых колес преимущественно применяется технологический процесс с цементацией рабочих поверхностей колес. В этом случае технологический процесс изготовления включает в себя следующие основные операции:
- получение заготовки;
- черновая обработка заготовки;
- нормализация (для снятия внутренних напряжений в заготовке и улучшения структуры материала);
-предварительная обработка поверхностей, обрабатываемых окончательно после химико-термического упрочнения;
- обработка базовых поверхностей под нарезание зубьев;
- нарезание зубьев;
- обработка торцовых и продольных кромок зубьев;
- цементация;
- обработка не цементируемых поверхностей, снятие напусков с поверхностей, не требующих химико - термического упрочнения ;
- закалка и отпуск;
- восстановление баз под окончательную обработку;
- окончательная обработка посадочных поверхностей;
- отделка зубьев (зубошлифование, зубохонингование, зубопритирка);
- окончательный контроль.
Как правило, конструкцией зубчатых колес предусматривается цементация только зубчатых венцов и посадочных мест под подшипники, следовательно, остальные поверхности колеса должны быть защищены от цементации. ............