Часть полного текста документа:СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЕГОВИЗМА КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СЕКТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ В РОССИИ Нынешние свидетели Иеговы утверждают, что "современная история свидетелей Иеговы в России началась более ста лет назад" [268]. Основанием этому служит письмо верующего иеговиста, опубликованное в 1887 г. в журнале "Сторожевая башня", в котором говорилось: "Я также отправляю экземпляры "Сторожевой башни" по почте в разные места, даже в Россию" [269]. В изданной в 1996 г. брошюре "Свидетели Иеговы в России" [270] приводится выдержка из журнала "Сторожевая башня" за сентябрь 1891 г., где сообщается, что "в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей" [271]. В первой главе работы мы уже упоминали: в своей шумной миссионерской деятельности Ч.Рассел нередко прибегал к обману публики, рассказывая в печати о поездках, которых не было. Вполне возможно, что "поездка" в Россию одна из таких. В декабре 1911 г. "Сторожевая башня" опубликовала письмо Р.Х.Олежинского, разъездного служителя Исследователей Библии в Восточной Европе, в котором сообщалось, что на русский язык переведено 10 тысяч экземпляров буклета "Где находятся умершие?" В ежегоднике свидетелей Иеговы за 1927 г. приводится письмо свидетеля Иеговы из России, который писал: "В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо - в Кургане, пять - в Шарапкино и шесть - в Павловке" [272]. В 1928 г. в Россию приехал миссионер-иеговист Д.Янг. В своем письме от 14 февраля 1929 г. он извещает президента Общества Д.Рутерфорта: "В городке Курске, что в 80 километрах от Харькова, получено разрешение напечатать 15 тысяч буклетов "Свобода" и "Где находятся умершие?". Миссионер также прислал более ста адресов жителей России, которые хотели бы получать журнал "Сторожевая башня" [273]. Этим, по существу, исчерпываются факты исторического бытия иеговизма в России, приведенные в упомянутой нами работе. Очевидно, что малочисленные группы свидетелей Иеговы в России существовали вплоть до начала второй мировой войны. Несомненно, что период жестоких гонений, начавшийся (для протестантов) с 1929 г., коснулся и иеговистов. Поэтому, исходя из исторически достоверных сведений, мы должны признать, что, к счастью, иеговизм в Россию пришел много позднее, нежели публично представляют это его записные пропагандисты и агитаторы из США. Одним из первых проповедников иеговизма на территориях, вошедших впоследствии в состав СССР, был сам его основоположник Чарльз Рассел, который в 1908 г., путешествуя в качестве миссионера по Европе, посетил Румынию и Финляндию [*]. Каких-либо организационных структур в то время ему создать не удалось и первые общины в Румынии появились только в конце 20-х годов [274], хотя постоянная проповедническая деятельность иеговистов начала вестись здесь сразу после окончания первой мировой войны. Ее следствием явилось создание филиала Бруклинского центра в румынском городке Клуже (Трансильвания). Филиал Общества участвовал в распространении иеговизма в Бессарабии и Северной Буковине (Черновицкая обл. Украины). В начале 1924 г. в городе Галец на территорию Южной Бессарабии под видом коммерсантов прибыли миссионеры клужского центра и приступили к активной проповеди своего учения. ............ |