Часть полного текста документа:Современная роль компьютера в археологии Персональный компьютер - первый массовый инструмент активной формализации профессиональных археологических знаний. Открытие феномена персонального компьютера связывают с именем Стива Джонса - руководителя фирмы Apple Computer, который определил этот тип ЭВМ как индивидуальный инструмент для усиления природных возможностей человеческого разума (Громов, 1992: 156). Персональный компьютер - это действительно личная ЭВМ с дружественным программным обеспечением, позволяющая "человеку с улицы", а такими являются в большинстве своем археологи,. наконец-то самим запрограммировать те наиболее интересные задачи, смысл которых ранее было так трудно, а порой и просто невозможно "вдолбить" в голову "непонятливому" программисту. Они освободили непрофессионального пользователя от необходимости пробиваться к вычислительным ресурсам через джунгли операционных систем больших ЭВМ. Благодаря наличию большого выбора программных средств для обработки цифровой, текстовой, графической и аудио-видео информации персональные компьютеры в археологии и других гуманитарных науках вызвали эффект, подобный эффекту от изобретения книгопечатания для становления всеобщей грамотности. Наличие таких новых информационных средств позволяет развеять по крайней мере три мифа, бытующие среди археологов: Миф первый: существует популярное мнение о том, что использование компьютера связано только с реализацией в археологии статистических задач, хотя это всего лишь одно из многих возможных применений компьютера; Миф второй: компьютеры - это магические черные ящики, дающие положительные ответы на все приходящие в голову археологам фантазии и запросы. Как это ни жаль, но компьютеры не могут давать таких магических ответов. Компьютер - это только орудие и результаты компьютерного анализа могут быть хорошими только тогда, когда данные и пакеты программ обеспечивают это. Компьютеры помогают справиться со многими утомительными аспектами управления археологическими данными, но они не могут изменить природу самой археологии. Миф третий: археологические данные отличаются от данных всех других наук и не могут быть обработаны с помощью компьютера. На самом деле проблемы, возникающие при работе с археологическими данными идентичны проблемам, которые обнаруживаются при анализе данных в других слабо или плохо структурированных науках. Главной проблемой при этом является лишь задача стандартизации представляемых археологических данных для того, чтобы их можно было сравнивать с другими. В этом смысле компьютеры превращают всех использующих компьютеры археологов в теоретиков, так как они требуют больше думать о блоках данных и методах анализа, чем это было принято раньше (Richards, Ryan, 1985). Археологи, занимающиеся разработкой разных проблем уже ощущают те преимущества, которые предоставляет компьютер. Благодаря наличию периферийных устройств решается проблема автоматического ввода данных. Огромная экономия времени происходит тогда, когда приходится обработать набор археологических данных более одного раза. В этом смысле компьютер - это действительно ускорение (Гарден, 1983). При этом "старые" археологи могут использовать результаты для придания традиционным объяснениям большей строгости, а "новые" археологи могут использовать их для исследования новых все расширяющихся запросов (Richards, Ryan, 1985). В настоящее время могут быть выделены следующие четыре сферы применения компьютеров в археoлогии: базы и банки данных, информационно-поисковые и гипертекстовые системы, математическая обработка археологических данных, вспомогательная обработка данных смежных областей, моделирование. В прошлом разные исследователи работали в какой-то одной из этих сфер, поэтому их достижения были в достаточной мере независимыми. ............ |