Совершенствование организационно-экономической системы управления государственными пакетами акций
Разработка эффективной системы управления государственными пакетами акций является частью общей проблемы организации управления государственной собственностью, одной из самых актуальных для России в сложившихся условиях перехода к новой социально-экономической системе. Особое значение управления государственной собственностью в акционерных обществах с государственным капиталом обусловлено несколькими ключевыми моментами. Функционирующая в настоящее время в России модель смешанной экономики представлена в основном частно-государственными и государственными открытыми акционерными обществами (ОАО) со значительной долей государственного капитала. Именно это обстоятельство и определяет высокую степень потребности в эффективном управлении государственными пакетами акций, как весомой части государственной собственности в целом. Кроме того, в практическом смысле государственное предпринимательство возможно именно в крупных корпорациях в форме ОАО с государственным участием.
Корпоратизация многочисленных предприятий ряда базовых отраслей хозяйства, изменение формы собственности в которых в соответствии с Государственными программами приватизации могло осуществляться только по специальному решению органов государственной власти и особым схемам, предусматривала закрепление в собственности государства контрольных пакетов акций в создаваемых АО. К ним примыкают компании с остаточными пакетами акций в государственной собственности, которые по разным причинам не были реализованы за ваучеры или реальные деньги, а также компании, в уставный капитал которых включалась "Золотая акция", дававшая государству определенные возможности влиять на деятельность АО.
Главным содержанием сегодняшнего этапа экономических преобразований выступает необходимость и возможность достижения целей модернизации отечественного хозяйства и решения социальных проблем на основе возобновления экономического роста. Практически общепризнанным стало мнение о том, что это невозможно без участия государства и более эффективного выполнения им своих функций. Применительно к сфере имущественных отношений особенно важное значение приобретает управление государственной собственностью. В одобренной Правительством России летом 2006 года программе социально-экономической политики одним из основных направлений в области управления государственным имуществом определено повышение эффективности управления имуществом, остающимся в собственности государства. Среди объектов этой политики помимо государственных предприятий наибольший удельный вес занимают хозяйственные общества с участием государства, в отношении которых программой предусмотрена оптимизация участия государства на основе принятия решений о дальнейшем закреплении акций хозяйственного общества в государственной собственности, передаче акций в собственность на субфедеральный или муниципальный уровень, продаже акций или ликвидации общества. При этом, в случае продолжения закрепления акций хозяйственного общества в государственной собственности, предусматривается четкая формулировка целей участия государства в капитале и способы их достижения в договоре с управляющим.
Характеристика управления государственной собственностью в современных ОАО с государственным участием невозможна без обозначения их специфики, которая во многом обусловлена количеством пакетов акций, принадлежащих государству. ............