Часть полного текста документа:ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БАРЧУКОВА Евгения Викторовича факультета английского языка и психологии, IV курса, группы 407 Социология семьи и брака, пути укрепления семьи. (Выпускная квалификационная работа для получения степени бакалавра) Научный руководитель: доцент Саренц С.Р. Кафедра социологии и политологии Пятигорск, 1999 Содержание Содержание 2 Введение. 3 Глава 1. Сущность, структура и функции современной семьи. 5 Глава 2. Брак и семья сегодня. 14 Глава 3. Кризис современной семьи. 26 Глава 4. Пути возрождения и укрепления семьи. 36 Заключение. 40 Библиография. 42 Введение. Данную тему нельзя рассматривать подобно тому, как мы исследуем социальную стратификацию, т. е. в лучших, заимствованных из естественных наук традициях, побуждающих нас взирать на таинство пробуждения души и наполнения ее человеческим содержанием столь же отстранение и бесстрастно, как на превращение головастика в лягушку. Семья всегда сверхзначима. Ей, - какой бы она ни была - мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15-18%). И если словосочетание "вузовская педагогика" хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема "Социология семьи и брака, пути укрепления семьи" соответствует этой цели как нельзя лучше. С теоретической точки зрения объективно-дистантное рассмотрение семьи не только задает отчужденность в подтексте, но и, извлекая на свет божий "зеркало статистики", кроме более или менее любопытных частных выводов приводит к довольно тривиальным общим выводам типа "крепка семья - крепка держава" и наоборот. А так как о крепости державы сегодня говорить не приходится, то, хотим мы того или нет, подводим студента к выводу о том, что стоило бы переждать социальные бури, прежде чем пускаться в семейное плавание. Поэтому необходим поиск иных подходов к раскрытию семейной проблематики. Один из таких подходов - ценностный. Суть его заключается в том, чтобы рассмотреть семью как ценность, выработанную человечеством, осознать реальную достижимость этой ценности уже сегодня и предвидеть ее дальнейшее распространение в качестве составляющей прогресса. Этот подход позволяет абстрагироваться от многих тривиальных аспектов темы, от всех проблем, не попадающих в фокус ценностного рассмотрения (дефиниции брака и семьи, их эволюция в ходе истории и др.), отвлечься от сколько-нибудь полного обзора результатов конкретно-социологических исследований, посвященных различным сторонам семьи и семейных отношений. Исследования эти, безусловно, нужны, но их избыток может создавать иллюзию того, что наличие таковых в качестве обязательного базиса любого изыскания является, чуть ли не единственным критерием научности в социологии. Намеченный ценностный подход к семье в принципе не может быть реализован посредством эмпирии, ибо, не будучи саморазвивающейся системой, семья сама в себе не содержит большую часть того материала, который мог бы послужить для объяснения и понимания того, что она есть, и что с ней должно произойти. Ценностный подход к семье как к социокультурному явлению осуществим в рамках социологии. ............ |