Часть полного текста документа:Содержание Страница Введение 3 1. Функции религии 4 2. Религиозный конфликт 6 2.1. Маркс, о влиянии религии на общество. 6 2.2. Факторы религиозных конфликтов. 8 2.3. Религия в секуляризованном обществе. 11 3. Неоэволюционизм 13 3.1. Примитивная религия 14 3.2. Архаическая религия 16 3.3. Историческая религия 17 3.4. Раннесовременная религия 18 3.5. Современная религия 19 Заключение 20 Литература 21 Введение В этой работе мы рассмотрим основные функции религии, на основе таких работ, великих социологов, как Р. Белла и К. Маркса. Маркс сформулировал основные функции религии, а Белла классифицировал религии, взяв за основу теорию неоэволюцинизма. На протяжение веков роль религии в жизни общества играла большую роль, как бы не принижали её роль на отдельных исторических периодах. И сейчас на рубеже третьего тысячелетия роль религии в конфликтах, назревших и назревающих, играет не последнюю роль. В этой работе, мы постараемся рассмотреть, с позиции социолога, какие движущие факторы и функции религии влияют на современные конфликты; какие исторические корни религиозной вражды и нетерпимости, факторы, влияющие на конфликт в религиозной группе, и как всё это отражается на современном обществе. За основу взяты главы из книги "Социальная религия" В.И. Гараджа . "...., если функциональная теория концентрирует своё внимание на роли религии в качестве фактора поддержания стабильности, то теория конфликтов - на её роли в качестве источника перемен."1 1. Функции религии "Одна из трудностей, с которыми сталкивается функционализм, интерпретируя религию как фактор интеграции общества, заключается в том неудобном для интегративных теорий и всё же очевидном факте, что религия может вызывать конфликты и способствовать дезинтеграции общества, включая и макросоциологический уровень. Конфликтологические теории, восходящие к Марксу, в основу объяснения религии как социального явления кладут конфликт в качестве причины, порождающей религию или - того результата, к которому приводит религиозная мотивация поведения индивидов и групп. Согласно Марксу в классовом обществе религию питает социальный антагонизм, порождаемый частной собственностью на средства производства. Классовая борьба пронизывает все области жизни таких обществ, борьба между господствующим меньшинством и эксплуатируемым бесправным большинством. Для поддержания системы, построенной на неравенстве и эксплуатации человека человеком, помимо принуждения необходима идеологическая опора, необходимо, чтобы идеи господствующего класса стали господствующими идеями и представляли частный, эгоистический интерес господствующих классов в качестве всеобщего интереса. Религия в классовом обществе является идеологией, оправдывающей существующий строй, т.е. служит инструментом в руках господствующих классов, затушёвывая классовые противоречия и примиряя обездоленных с их участью, мешая развитию классового сознания, проповедуя идею классового примирения."2 К. Маркс, как глубокий мыслитель, смог взглянуть на религию с позиции социолога для выявления функций религии в обществе. Кроме того, он принял за отправную точку анализа, не религию своего времени, а формирование христианской религии со времени её основания до современности. Хотя Маркс исследовал только одну из мировых религий он смог вывести основные функции пригодные для всех (мировых) религий. ............ |