Введение
Социология малых групп - область социологии, изучающая малые соц. группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных историч. этапах обществ. развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности. Развитию этой области социологии способствовали теории Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Г. Тарда, Л. Гумпловича, Ф. Тенниса и др., признавших самостоятельную роль обществ. групп во взаимоотношениях об-ва и личности. Вместе с тем существенную роль в становлении С.м.г. сыграло создание методов и техники эмпирического изучения групповых процессов. Последнее стимулировалось насущной необходимостью научного анализа актуальных соц. проблем: повышения производительности труда, укрепления семьи и воспитания детей, ликвидации межличностных конфликтов, борьбы с преступностью и др. Первые работы в изучении малых групп были проведены психиатрами (В. М. Бехтерев и Я. Дж. Морено), педагогами (А. С. Макаренко, А. С. Залужный), психологами (Э. Мэйо, К. Левин) и др. Эти исследования не только сделали существенный вклад в развитие научного познания малых групп, но и способствовали улучшению и повышению эффективности соц. практики. Легкость и доступность экспериментов с малыми группами в естественных и лабораторных условиях стимулировали развитие С.м.г., расцвет которой в западной социологии приходится на 40-е и особенно 60-е гг. У С.м.г. появился синоним - "микросоциология", на которую приходилась основная доля эмпирических исследований. За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросоциологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление. В отечественной социологии изучение малых групп преследует двоякую цель: получение теоретические знания о сущности малых групп как специфичность соц. явления и выработки практичность рекомендаций по управлению групповыми процессами
Целью контрольной работы является определение понятия и основных особенностей коллектива и малых групп, роль социально-психологического климата в нем, а также рассмотрение таких составляющих коллектива, как конфликты, формальное и неформальное лидерство и групповые нормы и ценности.
1. Понятие коллектива, основные признаки и классификация коллективов
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.
Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.
Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует. ............