План:
1. Личность в системе социальных отношений.
1.1. Этапы социализации.
1.2. Стадии социализации.
1.3. Агенты социализации.
1.4. Десоциализация и Ресоциализация.
2.1 Государство сущность, типы, функции.
2.2. Основные черты гражданского общества.
3. Список используемой литературы.
1. Личность в системе социальных отношений.
Личность - понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературном и обыденных языках. «Личность» - это я.
С очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности.
Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализация и социальной установки.
1.1. Этапы социализации.
Социализация - начинающейся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, становлением социального «Я». Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту(статусу).
Обретение в начале политической (получение паспорта и право голосовать), затем экономической (устройства на работой) и социальной (создание семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации- начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид- начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.
Содержание процесса становления социального «Я» - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса- поиск своего социального места. Результат процесса- зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются : а) осознание своего «Я» , б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная ее исходный момент- обретение самостоятельности.
Становлением социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я».
1.2. Стадии социализации.
Процесс социализации проходит стадии, которые называют еще основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации нужно выделит начальную , или раннюю социализацию охватывающую периоды детство и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям), обучение(приобретение новых знаний), воспитание(целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека у узком возрастном диапазоне от 10-20 лет), возмужание(физико- физиологический процесс укрепление организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).
1.3. Агенты социализации.
Социализация с точки зрения общества представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих , направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.
Агенты социализации- конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
Институт социализации- учреждения, влияющие на процесс социализации направляющие его. ............