Социология гендерного равенства
На протяжении последних лет мало участков социологии достигли такого развития или занимают центральное место в этой дисциплине, как изучение гендерных отношений. В большей мере это отображает изменения в самом обществе.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее активно-обсуждаемых в обществе. Данная проблема волнует умы многих современных социологов и психологов таких как Энтони Гиденс, Шон Берн, Евгений Ильин, Светлана Айвазова, Ирина Жеребкина.
Считается, что впервые понятие «гендер» было введено в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлером в работе «Пол и гендер: о развитие мужественности и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности личности. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с «женственностью», а бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он стал основоположником нового направления социальных исследований – гендерных.
Украинская исследовательница Наталия Лавриненко предлагает рассмотреть гендер одновременно как социальный институт и на индивидуальном уровне. Элементами гендера как социального института есть:
- гендерные статусы, то есть социально обусловленные обществом роли, нормы, поведение, жестикуляция, эмоции;
- гендерное разделение труда (работа женская/мужская);
- гендерные сексуальные сценарии. (нормативные образы проявления сексуального желания и поведения в зависимости от гендерного статуса);
- гендерные качества личности.
На индивидуальном уровне гендер можно рассмотреть:
- категории биологического пола, обусловленные с рождения и основаны на наличии определенных физических признаков;
- гендерная идентичность (принадлежность к определенному полу);
- гендерный брачный и репродуктивный статус (участие в браке или отказ от него; семейные роли);
- гендерная презентация себя как личности, которая имеет соответствующие качества, с помощью одежды, косметики, аксессуаров.
То есть, если с полом связаны только физические особенности строения тела, то с гендером – психологические, социальные, культурные отличия между мужчиной и женщиной.
Нормативные представления и установки, какими должны быть и, следовательно, чем должны заниматься мужчины и женщины в данном обществе и в данное время детерминируют существование таких понятий как маскулинность и фемининность. Они определяют нашу гендерную идентичность и напрямую связаны с нашими представлениями о себе и других.
Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а фемининность – с зависимостью, робостью, сентиментальностью. Высший уровень связи качеств маскулинности и фемининности, достигнутый одной личностью, свидетельствует о ее андрогинности.
Андрогинная личность имеет большой выбор вариантов моделирования поведения. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняет андрогинность как индивидуальную особенность человека зависимо от конкретных ситуативных условий действовать одновременно по-женски и по-мужски.
Гендер выступает в качестве важного критерия категоризации отчасти и потому, что в нашем обществе постоянно говорится о важной роли гендерных различий. ............