Часть полного текста документа:Социология как наука. Предмет и функции. Социология - наука об общих и специфических социальных закономерностях организаций, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей. Объектом социологии в широком смысле является общество, а непосредственно социальное в нем, т.е. социальная реальность или социум. В отличие от других общественных наук, социология изучает не ту или иную сферу общества, а общество в целом, как целостный социальный организм. В центре социологии - проблема взаимодействия личности, социальных групп и общества. С предметом социологию существует очень много точек зрения: Макс Вебер, Огюст Конт, Питирим Сорокин - по-разному оценивали предмет социологии. Конт - "отец" социологии. Социология подразделяется на: 1.Теоретическую и Эмпирическую 2. Фундаментальную и Прикладную 3.Общую (макро социология), изучающая общие закон-ти социума, как целого; теории среднего уровня, т.е. спец. и отрасл-е социологии; микро социологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму межличностного взаимодействия. Функции: 1. Теоретико-познавательная 2. Практически-политическая 3. Идейно-воспитательная Методы: 1. Наблюдение 2. Опрос 3. Экспресс-анализ 4. Контентанализ 16.09.98 Становление и основные этапы исторического развития социологии. 1. Огюст Конт - родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития социологии. Социальная статика и динамика. 2. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. 3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Дюргейма. 4. Нетрадиционный тип научности "Понимающая социология" Зиммеля и Вебера. 5. Основные принципы материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса. 6. Основные этапы и направления развития социологии в США. 7. Развитие социологической мысли в России. 1. 1839 г.: Социология, как наука. О. Конт "Курс позитивной философии" третий том, впервые употребил термин "Социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. В системе Конта выделялся закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологическая, метафизическая, позитивная. Теологическая: человек объясняет все явления на основе религиозных представлений при помощи понятий сверхъестественного. Метафизическая: человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить явления при помощи абстрактных суждений и сущностей и других философских умозаключений. Позитивная: человек перестает апеллировать абстрактными суждениями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксированными постоянных связей, которые устанавливаются между явлениями. Переход постепенный, но не одновременный. Конт считал, что социология - вершина позитивного знания. Закон о разделении и кооперации труда: - разделение труда приводит к образованию социальных групп. - разделение и кооперация приводит к исчезновению солидарности и согласия. Конт хотел найти оптимальную точку согласия, которая позволяла жить обществу без потрясений. Конт разделял социологию на две части: социальная статика и социальная динамика. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь российские основные общественные институты: семья, социальная группа, государство, религия, с точки зрения их общественных функций, их роли в обществе для установления согласия и солидарности. Социальная динамика развивает теорию общественного процесса, решением фактором которого выступает духовное и умственное развитие человечества. ............ |