Часть полного текста документа:Социокультурный анализ семейных историй украинцев села Петропавловка Г.Д. Данильченко Современная социокультурная обстановка в Кыргызстане претерпевает значительные изменения. Первопричиной этого является распад великой державы - Советского Союза, где все народы представляли собой "новую историческую общность - советский народ". Сегодня для многих первостепенное значение приобретают вопросы этнокультурной принадлежности, которые способствуют поискам своих "исторических корней", возрождению национального самосознания. Национальное, или этническое, сознание предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым данной группы. "Этнос - категория соотносительная, лишенная смысла вне полиэтнической системы отношений. Этнос не обязательно характеризуется единством территории или кровным родством. Этнические группы сохраняют ярко выраженную этническую определенность даже при отсутствии единой территории" (1,233). Первые переселенцы с Украины появились в Кыргызстане во второй половине XIX в. Статистические и демографические данные этого периода не дифференцируют русских и украинцев. Однако в сознании самих переселенцев это разграничение существовало всегда. Если в социальном плане основную массу переселенцев представляло крестьянство, то в культурном плане переселенцы из России, Украины, Белоруссии, Сибири составляли мозаику разных наречий, традиций, обрядов, социального и экономического поведения, способов хозяйствования, развлечений и т.д. Все это давало основу для культурной идентификации, о чем свидетельствует один из очевидцев великого переселения в Туркестан: "Сразу вижу, благодаря воскресенью, массу народа - смешанную толпу лиц, наречий, костюмов. Тут и малороссийская плахта рядом с "немецкой" кофточкой, и хохлацкие шаровары "шире Черного моря", и едва ли не рейтузы в обтяжку, кого только нет в этих селениях: великороссы и мордва с Поволжья, малороссы из Воронежской, Харьковской, Полтавской губерний и Новороссии, сибиряки..." (3, 43). Украинцы, приехавшие в Кыргызстан, говорили на украинском языке, носили национальную одежду или сохраняли в ней наиболее примечательные элементы. Так, вплоть до начала 1960-х годов в свадебном обряде украинцев Кыргызстана сохранились такие чисто национальные элементы, как "гильце" (символическое дерево, олицетворяющее создание новой семьи), убор невесты (венок с лентами вместо фаты) и др. Некоторые элементы украинской свадьбы сохранились и в современном свадебном обряде: "нареченого до воріт проводжала мати у вивернутому вовною догори кожусі" (2,233). Мать жениха и сейчас одевает кожух (тулуп) мехом наружу и обсыпает молодых "на счастье" хмелем, конфетами и мелкими деньгами. Так как в социальной структуре украинских переселенцев преобладало крестьянство, то и культурные ориентации были в большинстве традиционно народными. Это сказывалось и в народной архитектуре: сначала делались "копанки" - землянки, а затем строилась хата, повторяющая основные черты народного украинского жилья. "Основним типом традіційного житла всюди в Україні є хата. Це затишна, найчастіше білена зовні і в середині, будівля під солом'яним дахом" (2,458). В Кыргызстане крыши хат чаще были покрыты камышом, которого здесь были непроходимые заросли. Традиционная народная культура основывалась на определенных духовных ценностях. ............ |