Часть полного текста документа: Социальные стереотипы и предрассудки Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением. (Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент. Впервые понятие "стереотип" ввел Липман. Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов. Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые. Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева. Функции стереотипа 1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии) Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы. 2) идеологизация (сохранить ценность, интерес) 3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа). Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе. Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях. Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы. Основные свойства стереотипа 1) Не развитый когнитивный компонент 2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип). 3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях 4) Интенсивность эмоционального проявления 5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании). Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными. Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании. Примеры: стереотипы американцев 1) в России все воруют 2) в России все мужчины пьют Предрассудки рождаются только в личной форме. Свойства предрассудка: 1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения. 2) неадекватность, несоответствие действительности. 3) ригидность - негибкость, жесткость, поддатливость. Стереотипы и предрассудки как феномены социальной психологии Стереотипы и предрассудки - это конкретные формы функций и проявления социальных установок. Главная причина - не развитый когнитивный компонент. Впервые исследования стереотипа и определение стереотипа ввел Липман: Под стереотипом понимается чрезвычайно устойчивое и ограниченное представление о социальном объекте в своем поведении, своих оценках, отношениях. ............ |