ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра истории и философии
Реферат
по дисциплине философии права
Тема: Социально-творческая функция права
Аннотированный список литературы
Реферат студентки группы Ю-22
гуманитарного факультета
Карповой Екатерины Геннадьевны
Научный руководитель:
кандидат философских наук,
доцент Глазков П.В
Тамбов 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1 Теории происхождения и функции права
Часть 2 Социально-творческая функция права
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В далеком историческом прошлом имели место споры о понятии права и государства, об их соотношении, они продолжаются и в настоящем. Современные исследователи выделяют несколько подходов и определений права.
Право охраняет существующий строй (охранительно-стабилизирующая функция) и способствует его разумному преобразованию (социально-творческая функция).
Исторические предпосылки, предшествующие формированию философии права как самостоятельной науки, свидетельствуют: философское осмысление правовой реальности началось с разграничения права на естественное и позитивное (положительное), - с того, что само это разграничение сориентировало на поиск основ права в естественной жизни людей, в "человеческой" сути их бытия.
Еще во времена античности, в древнегреческой мифологии, такое направление научной мысли нашло отражение в представлениях о взаимоотношениях и деяниях Зевса, Фемиды, их дочерей - Дике, Эвномии, в которых древнегреческая мысль видела два начала - право по природе и право по человеческому установлению. И оно, это направление научной мысли, прошло через все последующие эпохи и века (кроме, пожалуй, регионов и времени господства идеологии коммунистического права, да то - в деформированном и идеологизированном виде оно в какой-то мере наличествовало и там). Как свидетельствует И.А.Покровский, "Идея естественного права тянется непрерывно через всю историю умственного развития Западной Европы". Эти данные весьма многозначительны. И с последовательно науковедческих позиций есть основания полагать, что переход от "социологии" к миротворческому пониманию права и, стало быть, действительно философское осмысление правовой действительности начинается именно тогда, когда мысль исследователя от очевидных фактов социальной жизни (сам факт бытия права как реальности, воля государства, обычаи и нравственность, классовая борьба и др.) обращается к глубинам естественной жизни людей - к естественному праву, праву по природе.
Выделяя какие-либо функции права, следует задавать вопрос о том, какое именно влияние право оказывает на общество, на государственные образования, на определенного человека, конкретную личность.
Несмотря на разнообразие, отдаленность областей жизни, где используется слово "право", то общее, что характерно для данного слова, выявляет, надо полагать, нечто глубинное, существенно важное, сокровенное для права - то, что таится в самой его сути.
Это глубинное, сокровенное (весьма близкое к глубинному, сокровенному философии в целом) заключается вот в чем. Право при самом широком его понимании состоит в том, что оно дает признаваемую в данном обществе, его практической жизни обоснованность, оправданность определенного поведения людей, свободы (возможности) такого поведения[1]. ............