Социально-педагогическая защита детей-сирот в России
История детского призрения в России свидетельствует о том, что стремление помочь ближнему, особенно детям-сиротам и убогим, было одной из традиционных особенностей русского национального характера. Сложившаяся в течение многих веков система детского призрения по-своему уникальна.
В России первый приют для "зазорных младенцев" основан в 1706 г. в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода митрополитом Иовом. В 1763 г. утвержден Генеральный план воспитательного дома (составлен И.И. Бецким) в Москве, согласно котором) ' в воспитательный дом принимались подкидыши, дети, рожденные вне брака, и дети, оставленные своими родителями по бедности.
Воспитательный дом в то время - это закрытое учебно-воспитательное учреждение, задачами которого являлись: воспитание "новой породы людей" (так называемого "третьего чина") - купцов, ремесленников, их образование и призрение. Управление воспитательными домами возлагалось на Опекунский совет [2, с.44]. Во все времена воспитательная работа в учреждениях для детей-сирот зависела от задач, которые ставило перед ними общество. При создании первых приютов и воспитательных домов главным было дать детям кров, убежище и обучить ремеслу.
Обучение в воспитательных домах начиналось с 7 лет и велось на русском и немецком языках (педагогами первых воспитательных домов были преимущественно иностранцы). Дети 7-11 лет занимались чтением, письмом, рисованием, основами ремесел; с 14-15 лет несколько раз в неделю обучались на фабриках и в мастерских. Наиболее способных обучали иностранным языкам, привлекали к занятиям в художественных классах.
Приюты, воспитательные дома и прочие учреждения давали детям лишь убежище, призрение, в лучшем случае - примитивное ремесло. В этих учреждениях отмечалось отсутствие системы воспитания и обучения, а также низкий уровень материального обеспечения, санитарно-гигиенических условий, что приводило к высокой смертности детей. Политика государства по отношению к детям-сиротам была пассивной, слабая централизация способствовала злоупотреблениям среди лиц, осуществлявших попечение детей. Считалось, что основанием призрения и образования должно быть нравственное развитие ребенка; грамотность и обучение составляют второстепенную задачу [3, с.118]. Поэтому в воспитательной работе большое внимание уделялось формированию у детей соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Основными формами работы были беседы, лекции, диспуты.
XX в. характеризуется осознанием необходимости социально-педагогической защиты детей, лишенных родителей, вне зависимости от их сословий и классовой принадлежности. На основе знаний, полученных в процессе изучения особенностей развития личности ребенка, испытывающего социально-психологическую депривацию, и в соответствии с перспективой развития общества происходит развитие системы воспитания и социально-педагогической реабилитации.
В 1917 г. воспитательные дома были закрыты, а в 1918 г. созданы детские дома - воспитательные учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, лишения родительских прав, болезней и других причин [4, с.8]. ............