Часть полного текста документа:Социально-экономическое развитие России в первой четверти XVIII века Л.А. Муравьева Начало преобразований. На становление Петра-реформатора повлияли три главных события в начале его жизни. Во-первых, поездка в Архангельск в 1693 - 1694 гг., где царь впервые увидел настоящие корабли и познакомился с морской стихией. С тех пор еще более окрепла мечта о море для России. Вторым важным событием тех лет были Азовские походы 1695 - 1696 гг. - война с Турцией за выход к Азовскому морю. Третьим событием, повлиявшим на становление личности будущего реформатора России, стала длительная поездка за границу в составе Великого посольства в 1696 - 1697 гг. Царь посетил Голландию, где изучал корабельное дело, вел переговоры и знакомился с жизнью страны. Затем отправился в Англию, в которой помимо верфей осматривал лондонские предприятия, посетил центры научной мысли - Английское королевское общество, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию, ознакомился с работой Монетного двора, побывал на заседании парламента. Молодой царь понял, что реформировать следует не только отдельные сферы жизни государства и общества, но и принципы внешней политики. Необходимо покончить с изолированностью России и обеспечить союзнические отношения с европейскими странами. В противном случае Россия обречена в одиночестве отстаивать свои интересы. Но войти в "концерт" европейских государств на равноправном положении, проводя коалиционную линию внешней политики, Россия могла только на основе военной силы и могущества. Боевая армия и военные победы смогут подкрепить и сделать действительными все дипломатические шаги, договоры и соглашения. В первые годы самостоятельного правления Петра I в соответствии с традициями во внешнеполитическом курсе преобладала восточная направленность - борьба с Турцией за завоевание Азовского и Черного морей. Результаты первого Азовского похода наглядно показали, что только сухопутным путем без действий на море Турцию не одолеть. Одной из первых реформ, к проведению которой наряду с финансовой приступил молодой царь, была военная реформа. Идея создания флота в сухопутной, континентальной стране была грандиозна по своему замыслу. Ее масштабность можно сравнить только с освоением космического пространства во второй половине XX в. Нужно было создавать флот. Строительство кораблей - дорогостоящее общегосударственное дело. "В сему же потребен есть флот или караван морской, в 40 или вящее судов состоящей, о чем надобно положить не спустя времени: сколько каких судов, и со много ли дворов и торгов, и где делать?" - размышлял царь. 4 ноября 1696 г появился указ: "Государь царь... указал: с патриарших и со архиерейских, и с монастырских - с осмии тысяч дворов сделать корабль, с помещиковых и вотчинниковых - с десяти тысяч корабль, за кем с большаго числа до ста дворов, а за кем меньше ста дворов - с тех с двора по полтине; и потому великого государя указу то дело ведал боярин Петр Васильевич Шереметев". [1]. Этот указ означал создание "кумпанств" - компаний, в которые на принудительной основе входили помещики, духовенство, горожане. Им поручалось за два года к весне 1698 г., наняв подрядчиков, мастеров, заготовив лес, спустить на воды Воронежа 56 кораблей. Крупные землевладельцы строили корабли самостоятельно. ............ |