Введение
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды [20].
Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Существует две тенденции формирования экологического образования: разработка отдельного предмета «экология» и «экологизация» всех учебных предметов. В настоящее время всё более получает поддержку второй подход, поскольку экологические проблемы носят глобальный и междисциплинарный характер. В данной работе рассматривается сущность экологического воспитания в курсе Глобальной географии 11класс. В данном курсе конкретно рассматриваются проблемы геоэкологии как фокуса глобальных проблем. Объектом здесь выступает те явления действительности, которые обуславливают развитие системы экологических представлений и экологическое мировоззрение индивида. В качестве предмета выступает целостный педагогический процесс в рамках изучения курса глобальной географии [20].
Цель данной работы осветить особенности экологического воспитания в курсе глобальной географии. В качестве задач выступают описание элементов структуры педагогического процесса, выделение целей экологического образования и освещение основных вопросов экологического образования, связанных с содержанием курса глобальной географии.
1.Экологическое образование школьников
1.1 Структура экологического образования
Экология и экологическая культура
Буквально слово экология (от греч. ............