ГОУ ВПО « Российский государственный социальный университет»
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
Выпускная квалифицированная работа
по специальности (направление подготовки) 040100
На тему: «Социальная работа с воспитанниками сиротских учреждений»
Выполнил Абельбейсов Владимир Алексеевич
Студент 4 курса _________________________
Научный руководитель Субаева Ольга Николаевна
Д.и.н., профессор _________________________
Рецензент Дубровская Татьяна Александровна
Д.и.н., профессор __________________________
Допущено к защите
«____» ___________ 2007 г.
Зав. кафедрой Старовойтова Лариса Ивановна
Д.и.н., профессор ____________________
Москва, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………....3-6
ГЛАВА 1. Дети-сироты как объект социальной работы
1.1 Проблема социального сиротства…………………………………….....7-16
1.2 Формы жизнеустройства детей-сирот……………………………….…17-33
1.3 Социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях …………………………………………………….………………….…….....34-40
ГЛАВА 2. Особенности профилактики социальной дезадаптации и подготовки к самостоятельной жизни в обществе, в учреждениях системы социального обслуживания
2.1. Особенности развития детей в условиях детского дома……………..41-50
2.2 Технологии социального оздоровления и социальная работа воспитанников детских домов………………................................................51-56
2.3 Организация социальной помощи и поддержка детей в интернатных
учреждений на примере Старокорсунского детского дома № 70…….…..57-70
Заключение……………………………………………………..…………….71-73
Использованная литература………………………………………….......….74-79
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство[[1]].
Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее[[2]]. В научных публикациях, средствах массовой информации постоянно повторяется тезис о том, что сложившаяся система государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) находится в противоречии с гарантированным каждому ребенку правом на семью. К наиболее серьезным недостаткам данной системы государственных интернатных учреждений специалисты относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная "персонофицированность" помещений большинства учреждений, вследствие чего у детей развивается своеобразная "эмоциональная глухота", т.е. специфическая невосприимчивость к чужим проблемам; разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое; недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, страдающими от последствий материнской депривации; недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома вследствие стресса помещения ребенка в интернатное учреждение и изъятие его из семьи; отсутствие контактов с различными социальными институтами, что значительно затрудняет постинтернатную адаптацию выпускников; закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки.
Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. ............