ШАХТЁРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 19
ШАХТЁРСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА
Доклад
Социальное и психическое развитие младших школьников
Подготовила:
Колисниченко Г.И.,
учитель начальных классов.
г.Шахтёрск, 2009
Содержание
Введение
1. Показатели развития ребёнка
2. Начало школьного периода
2.1 Изменение уклада
2.2 Уровень развития
2.3 Критический момент
3. Новая атмосфера школы
3.1 Свобода и режим
3.2 Школьные неврозы
4. Влияние среды
4.1 Характеристики отношение взрослых для благоприятного развития
4.2 Воздейстие замечаний
4.3 Отвергающие родители
Заключение
4.4 Маятникообразный стиль общения
Введение
«Личность – не духовная субстанция,
не изолированный от общества индивид,
а живой человек, все свойства которого
есть не что иное, как отражение обстоятельств жизни,
складывающихся в определённых
социально исторических условиях
независимо от его воли и сознания».
Интенсивное социальное развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала её граждан, без развития их активности, инициативы и способностей. Формирование этих и других качеств происходит, прежде всего, в школьные годы. Поэтому сейчас на первый план работы школы выходят задачи развития и формирования личности и индивидуальности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей каждого школьника.
В настоящее время при решении этих задач школа испытывает значительные трудности, одной из причин которых является тот факт, что обучение и воспитание весьма слабо опираются на имеющиеся психологические знания о развитии ребёнка и формировании его личности.
1. Показатели развития ребёнка
1. Физическое развитие – по росту, весу, анатомическому развитию мозга, по степени развития всех внутренних органов и систем.
2. Психическое развитие – по функциональному развитию нервной системы,
по особенностям восприятия, осмысливания материала,
памяти, по степени сформированности познавательных
интересов, по эмоциональным проявлениям,
сформированности воли.
3. Социальное развитие – по степени сформированности нравственных качеств
личности, по отношению к различным видам деятельности (учёба, труд, игра), по отношению к окружающим (старшим, младшим), по отношению к себе.
2. Начало школьного периода
2.1 Изменение уклада
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания. А учение – это серьёзный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребёнка. Всё чаще и больше приходиться делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый коллектив, в котором будет жить, учиться, развиваться и взрослеть целых 12 лет. Классный коллектив - это не просто группа сверстников. Коллектив предполагает умение жить его интересами, подчинять свои личные желания общим устремлениям, предполагает взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности и дисциплины.
2.2 Уровень развития
Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением анализировать, рассуждать. ............