Часть полного текста документа: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ По дисциплине: "Социология" по теме: "СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА" Выполнила: студентка Максимова М.И. УП 3 - 1 - 99/2 МОСКВА 2000 СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ стр. 3 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. стр. 4 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 2.1. Стадии социализации. 2.2. Различия между социализацией взрослых и детей. 2.3. Ресоциализация. 2.4. Жизненные кризисы. стр. 5 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 7 3. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС". стр. 8 4. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ". 4.1. Социальные роли по Парсенсу. 4.2. Ролевые конфликты. стр. 10 стр. 11 стр. 12 5. КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА стр. 13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 14 стр. 15 ВВЕДЕНИЕ. В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: "человек", "индивид", "индивидуальность", "личность". Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его "первокирпичик" (от лат. individ неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной ("надприродной", социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. В социологии личность определяется как: 1) системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2) субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетические заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом: - с точки зрения ее структуры; - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми. 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову): Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет) Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует) В данной схеме особенности личности сгруппированы в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств. Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. 2. ............ |