Введение
Коммуникации всегда были объектом как научного, так и практического интереса, но по мере превращения общественного мнения в инструмент глобального влияния, роль массовых коммуникаций в обществе все более актуализируется. На сегодняшний день в мире издаются сотни тысяч наименований новых книг, журналов и газет. Ежедневно на нас обрушивают потоки информации десятки тысяч радиостанций и сотни – телевизионных. Ежеминутно наше внимание выступает объектом настойчивого притязания и жесточайшей конкуренции в информационном поле.
К вопросу об использовании модели «убеждающей коммуникации»
PR-коммуникации, как отмечают исследователи в области Паблик Рилейшнз, также участвуют в конкурентной борьбе, ведущейся в информационной среде. При этом они выполняют четыре основные задачи:
1. Привлекают внимание целевой аудитории.
2. Стимулируют интерес к содержанию сообщения.
3. Формируют потребность и намерение действовать в соответствии с полученным сообщением.
Среди множества подходов к анализу коммуникативных процессов мы предлагаем выделить модель «убеждающей коммуникации», которую возможно рассматривать как специфическую модель коммуникации, приспособленную для PR-деятельности. Ведь коммуникатор в области прикладной коммуникативистики не просто передает сообщение, а пытается внести изменения в пространство восприятия и освоения коммуникации, чтобы перевести своего адресата на новый или же иной тип поведения.
Восприятие сообщения аудиторией нужным образом зависит от нескольких факторов. Это характеристики самого коммуникатора, ситуация, тема и время сообщения, канал передачи коммуникации, особенности целевой аудитории, а также социальный контекст коммуникации. Важно также знание целевой аудитории и наличие адекватных инструментов для ее анализа. Минимальный набор знаний об аудитории включает биографическую информацию; процессы принятия решений; демографические данные (возраст, пол, национальность, религия, доходы, культурные предпочтения); представления аудитории о благоприятном развитии событий; оценки возможных действий получателя при разных сценариях событий.
Не менее важными с точки зрения коммуникатора, чем знания об аудитории, являются возможности канала коммуникации. При этом разные особенности аудитории – национальные или региональные – диктуют ориентацию на различные каналы. Незнание их может снизить эффективность всей коммуникации в целом.
По мнению PR-специалистов, существуют четыре основных подхода к формированию эффективных сообщений в модели PR-коммуникаций:
1. Стратегия поддержки: использует систему поощрений и наказаний. Применяется по усмотрению коммуникаторов – в зависимости от поведения получателя или складывающейся ситуации.
2. Стратегия альтруизма: основана на обращении к получателю с призывом оказать помощь.
3. Стратегия аргументов: использует прямые требования, в которых коммуникатор излагает получателю мотивы своего сообщения, объяснения с изложением причин обращения к аудитории, а также намеки, из которых аудитория должна сделать выводы, выгодные для источника сообщения. ............